21.03.2005 | 17:04

"Смерть Тарелкина" по ермоловски

Одна из трех пьес Александра Сухово-Кобылина необычайно популярна в этом сезоне. "Смерть Тарелкина" репетируют в Малом. Она же - в портфеле театра Романа Козака. В конце марта зрители увидят "Тарелкина" в "Эт сетера" Александра Калягина.
Но первыми "Смерть Тарелкина" представляют ермоловцы. Премьера спектакля в режиссуре Алексея Левинского прошла накануне. Съемочная группа "Новостей культуры" побывала на генеральном прогоне.

Кожанки и галифе, генеральский мундир и пионерский галстук болотного цвета, блатной фольклор и калоши, в которых втиснуты ноги в шерстяных носках… Страшный сон наяву. Мир памяти, нашей памяти, приметы и прошлого, и настоящего. С оглядкой на будущее… Такова "Смерть Тарелкина" по ермоловски.

Алексей Левинский, режиссер-постановщик спектакля: "Эту пьесу – я о ней давно думал, и думал, как бы здорово ее поставить, но в какой ситуации – не было еще ясно. А тут мне показалось, что есть подходящая команда исполнителей и подходящая общая ситуация, поэтому…".

Актерская команда действительно очень слаженная и неслучайная. (Впрочем, этим славятся все постановки Левинского). Несмотря на хрестоматийность текста, невольно ловишь себя: а ведь Расплюев – именно такой, каким его играет Сергей Власенко, и Ох Владимира Мурашова такой - большой и "умудренный житейской глупостью". Впрочем, в спектакле Левинского нет проходных персонажей – даже пятиминутное появление на сцене – это выпуклость, плоть и кровь, это характер-маска, это, угадываясь, запоминается. Не говоря уже о главных персонажах – Тарелкине и Варравине (Андрей Калашников и Александр Ковалев) – без надрыва-надлома – такие нюансы, такие полутона…

Ну, вот и все. Театр закончил комедию шутку, невыносимо грустную, до комка в горле "шутку-комедию". Актеры поют предфинальный "Вечерний звон". По ком звонит колокол?..