22.03.2005 | 16:58

Национальная культуры ненцев: специальный материал

В Ненецком автономном округе живет чуть более 7 тысяч ненцев. Но многие ли из них знают свой родной язык, национальную культуру? Советская власть, придя в тундру, действовала вроде бы во благо маленьких ненцев, собирая их в интернаты, ведь дети должны учиться в школах! Но преподавание шло на русском языке. В результате, несколько поколений ненцев родного языка уже не знают. Не знают и собственной культуры. Сейчас в ненецком автономном округе пытаются исправить это положение. О проблемах и о том, как они разрешаются, - наш материал из серии "Хождение по музам".

То, что город Нарьян-Мар – это тот самый, "у Печоры, у реки, где живут оленеводы", становится понятным, пожалуй, лишь в августе, когда сюда, на Печору, приезжают ненцы из тундры на празднование Дня оленевода. В обычное время ненцев в национальной одежде можно увидеть лишь в театре "Илибс" - в переводе на русский – жизнь.

Серафима Дуркина, директор театра "Илибс": "Мы чувствуем, что язык теряется, вот и решили создать такую группу".

Театру пять лет, репертуар – пьесы современных ненецкий поэтов Алексея Пичкова и Прокопия Евтысого. Есть и стилизованные народные ненецкие сказания и обряды.

Серафима Дуркина, директор театра "Илибс": "В основном состав – знающие язык, мы все в тундре родились, кочевали вместе с родителями, мы сами знаем обряды".

В принципе, все понятно. Молодой оленевод приезжает сватать невесту, родственники которой устраивают смотрины жениха. Он оказывается достойным такой красавицы. Костюмы в театре "Илибс"- точные копии традиционной ненецкой одежды, реквизит сведен к минимуму, как собственно и вся бытовая сторона жизни кочующего народа. Но в театре это еще и оттого, что помещения своего нет и, честно говоря, об этом в администрации не беспокоятся.

Серафима Дуркина, директор театра "Илибс": "Нет, мы же самодеятельность. В любое время можем исчезнуть. Хотя мы знаем, что не должно, надо обязательно сохранить".

Пока же театр, как и написано на роду ненцам, кочует – то в ДК, то в комнатке в Управлении культуры, а то вдруг актеры театра строят чум. Но это только по заказу. Для дорогих заморских гостей. После того, как чум построен, – обязательный обряд очищения. Внутри все по правилам – пол – широкие доски – латы, очаг – плита, стол, лежанки и традиционное угощение, готовят так же актрисы "Илибса".

Театр "Илибс" - это попытка практически оторванных от корней, городских ненцев сохранить свою культуру, истинные же ее хранители живут далеко от Нарьян-Мара, в настоящей тундре. Добраться туда можно лишь на вездеходе. Через три часа мы будем на месте.

Пейзаж в это время года достаточно однообразен. Только не для ненца, для которого все здесь наполнено особым смыслом.

Стихотворение Прокопия Евтысого хорошо знают в тундре и в деревне Нельмин Нос, ведь основное население здесь ненцы. В Нельмином Носу живет прославленный молодежный коллектив "Маймбава", то есть радость, который в последнее время на гастролях бывает едва ли не чаще, чем дома.

Они поют и традиционные песни, и современные, на ненецком языке, в основном, на слова все того же Прокопия Евтысого. Появление новых песен – свидетельство того, что ненецкая культура жива и развивается. Особый разговор в ненецком искусстве – это танцы.

Татьяна Канюкова, руководитель ненецкого народного ансамбля песни и танца "Маймбава": "Танцев-то у ненцев не было, просто как бытовые движения, а как таковых не было".

Сочиняют танцы в "Маймбаве" сообща. И очень гордятся своими танцорами. Выступают они и на пастбищах в тундре, и в российских городах от Нарьян-Мара до Салихарда, в последнее время "Маймбава" - частый гость и в Норвегии, и в Финляндии.

Татьяна Канюкова, руководитель ненецкого народного ансамбля песни и танца "Маймбава": "Управление культуры нам помогает. Мы деньги не зарабатываем, мы ездим так, себя показать и других посмотреть".

Коллектив существует уже 25 лет, и каждый год обновляется. Ведь желающих приобщиться, вернуться к своим корням становится все больше.