22.03.2005 | 18:59

Сторонники и оппоненты оперы "Дети Розенталя" в Большом

Мировая премьера оперы Леонида Десятникова "Дети Розенталя" еще только состоится в среду, 23 марта, а о готовящемся спектакле уже, похоже, знает весь мир. Шумной славой он обязан скандалу, учиненному вокруг имени автора либретто писателя Владимира Сорокина. Сегодня первые зрители, побывавшие на генеральной репетиции, смогли, наконец, сами и увидеть, и услышать причину столь громкого ажиотажа.

Предполагалось, что на прогоне будет присутствовать как минимум 40 депутатов Государственной Думы, которым были выделены билеты. Как известно, парламентский комитет по культуре считает "Детей Розенталя" порнографическим произведением, недостойным присутствовать на сцене Большого театра.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что в спектакле нет ни только порнографии, но даже начисто отсутствует секс как таковой. Потому что главный герой оперы великий ученый Алекс Розенталь производит на свет своих "детей" путем бесполого размножения, то есть клонирования. В спектакле этот метод называется дублированием. Но таким образом Розенталь создает не простых людей, а воскрешает гениев прошлого. Его дублями, или детьми стали Моцарт, Вагнер, Верди, Мусоргский, Чайковский.

Вот такой сюжет, в котором не обнаружилось ни порнографии, ни нормативной лексики. Впрочем, парламентариев тоже обнаружилось значительно меньше, чем предполагалось. За отсутствовавших коллег пришлось, в основном, работать Елене Драпеко. Она призналась журналистам, что пришла на спектакль "из чувства долга". "Новаторство в искусстве необходимо, - согласилась Драпеко, но, по ее словам, - "опера не состоялась ни как музыкальное произведение, ни как театральный эксперимент". "Запрещать спектакль не надо, он умрет сам собой", - считает депутат. У нее нашлось немало сторонников среди зрителей, которые негативно отнеслись к новой работе ГАБТа.

"Сборный КВН Большого театра", назвал спектакль присутствовавший на генеральной репетиции кинорежиссер Никита Михалков. Он убежден, что настоящее искусство - это то, что хочется увидеть еще раз. Сам же он больше не пойдет на "Детей Розенталя". По его мнению, ажиотаж вокруг спектакля только придает ему энергии, которой данная вещь не очень заслуживает.

Противоположную точку зрения в интервью корр.ИТАР-ТАСС высказал руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Не причисляя себя к почитателям современной оперы, он признался, что в данном случае музыка Леонида Десятникова хороша. "К тому же виртуозно соединил в своем сочинении цитаты из наследия Чайковского, Вагнера, Моцарта", - заметил Швыдкой. Он считает, что "Дети Розенталя" являют собой и серьезное социальное произведение. "Впрочем, судить оперу должны не политики, а профессиональные искусствоведы и публика", - заключил руководитель агентства. С ним также согласились многие зрители.


//ИТАР-ТАСС