22.03.2005 | 20:32

До премьеры оперы "Дети Розенталя" в Большом остались сутки

Интерес к этой премьере беспримерный. Яростные споры обвинителей и защитников будущего спектакля вольно или не вольно превратились в грандиозную рекламную кампанию. Кроме того, "Дети Розенталя" - первое за тридцать лет оперное сочинение, специально заказанное Большим. Сегодня днем состоялся генеральный прогон. Так кто же такие "Дети Розенталя"? Рассказывают "Новости культуры".

Алекс Розенталь родился в Берлине в 1910 году. В 22 года он стал профессором биологии, а в 26 сделал великое открытие: любое живое существо можно воссоздать заново путем бесполого размножения. Кстати, тема клонирования – не нова для автора либретто Владимира Сорокина, но совершенно не испробована на опере. Пропуская некоторые подробности, можно сказать, что ученый своего добился и научился дублировать гениев – а именно Верди, Вагнера, Мусоргского, Чайковского и Моцарта. Вот вам и дети Розенталя.

Леонид Десятников, композитор: "Наверное, там есть какой-то элемент иронии, но иронии без любви не существует. Когда пытаешься создать некое посвящение классики, …ирония позволяет отстраниться".

После смерти профессора великолепная пятерка перемещается на площадь трех вокзалов. Где Моцарт влюбляется в проститутку, а что собственно - в "Травиате" можно? Кстати Верди в день премьеры обвиняли в безнравственности.

Александр Ведерников, дирижер - постановщик: "Порой ты приезжаешь куда-то дирижировать, а там сидят одни седые головы. Мне кажется, это очень опасная тенденция. Проблема с тем, что наша публика уменьшается, такая проблема есть. Мы не должны делать вид, что у нас все в порядке …"

Закончится история трагично, все умрут, кроме Моцарта - у него, как сказали в "Склифе", иммунитет на яды.

Кирилл Серебренников, режиссер: "Получился замечательный, актуальный современный спектакль на территории современного искусства. Вот с чем я могу поздравить Большой театр".

Лев Додин, художественный руководитель Малого драматического театра (Санкт-Петербург): "Вообще интересная попытка создания современной оперы, и никуда от этого не деться …нельзя жить без современной истории, без современной музыки".

Современное искусство даже для искушенной публики было и остается "terra incognita". Если до сих пор ведутся споры о гениальности "Черного квадрата" Малевича, то, что говорить о вещах более спорных.

Эту премьеру в Большом ждали почти 30 лет. "Дети Розенталя", еще до рождения, подняли столько шума, что и на три премьеры хватит. По крайней мере, на первых спектаклях аншлаг главному театру страны гарантирован.