13.02.2012 | 10:24

Литературный музей представляет "160 работ Анатолия Зверева"

Художник-одиночка, лидер нонконформизма, мастер стихийной, стремительной импровизации. Анатолий Зверев за одну ночь мог создать до ста графических листов. Подсчитать общее число его работ практически невозможно. Предполагают, что творческое наследие Зверева составляет 30 тысяч произведений. Сегодня Литературный музей впервые представит целиком одну из частных коллекций, в которой собраны живописные полотна и рисунки мастера. Рассказывают «Новости культуры».

Свой стиль Анатолий Зверев не оттачивал годами – художник с ним как будто родился. И об этом говорят его первые работы: рисунки животных, сделанные в зоопарке. Несколько точных молниеносных линий – сразу создают форму тела животного, передают его повадки и характер. Эти работы положили начало уникальной коллекции, основателем которой стал Александр Румнев, первооткрыватель таланта Зверева.

«Здесь собраны, в большинстве своем, вещи, которые были сделаны им в 50-х годах, то есть самые ранние вещи Зверева, этим они и ценны, потому что их осталось мало, и если они есть, то они разбросаны по многим коллекциям», – говорит коллекционер Геннадий Гольдин.

Среди ранних работ Анатолия Зверева – портреты друзей и коллег, написанные уверенными, быстрыми, гротескными линиями. Они относятся ко второй половине 50-х годов. Чуть позже художник стал все чаще писать пейзажи и натюрморты. Пример тому – картина «Роза в стакане».

«Она всегда у меня висела дома, – рассказывает Геннадий Гольдин. – И когда уже появилась вот эта коллекция вся, и я уже решил все объединить. Великолепная вещь, редкая в том смысле, что у Зверева ранних работ маслом очень мало, вот эта – одна из них».

Отдельный зал полностью посвящен линогравюре. Это пейзажи, сюжеты с животными, выполненные на линолеуме. Этот материал потребовал от художника новой, не привычной для него техники.

«Для него характерен острый, быстрый рисунок, вот эта линия, когда видна, а здесь требуется немножко другой подход, некая проработанность, когда нужно освоить, это же, как бы печать, для этого нужно как бы другой ритм руке задавать», – рассказывает куратор выставки Наталья Реброва.
Анатолию Звереву часто не на что было купить краски, бумагу, кисти. И он рисовал на том, что оказывалось под рукой. Специально для выставки выпустили альбом с фотографиями обратной стороны его картин. Так, на листочках календаря, старых афишах, открытках возникали зверевские шедевры.