30.03.2005 | 20:23

На "Золотой карте России" - музей из Татарстана

В Третьяковской галерее открылась 25-ая выставка в рамках проекта "Золотая карта России". На этот раз свои сокровища показывает Музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Его коллекция насчитывает более 25-ти тысяч экспонатов и ежегодно пополняется новыми произведениями. В Москву Казанский музей привез шедевры русской живописи XVIII - начала XX веков, а также работы двух мастеров Николая Фешина и Баки Урманче, которые станут открытием для московской публики. Выставка в столице приурочена к празднованию 1000-летия Казани. Рассказывают "Новости культуры".

На выставке из Казанского музея не покидает ощущение, что путешествуешь по старым, хорошо знакомым залам Третьяковки. Сначала попадаешь в XVIII век и знакомишься с портретами Левицкого, Тропинина, наслаждаешься идиллией семейного счастья в изображении Сорокина. После академического искусства оказываешься в зале с романтической живописью. Здесь вас встречают картины Васильева, Боголюбова. После них – еще одна встреча с Шишкиным. Знаменитый передвижник родился недалеко от Казани, в Елабуге, и в Казанском музее находится много его работ. Затем зрители оказываются в залах, где представлено авангардное искусство во всем его разнообразии - от Кандинского и Фалька до Ларионова и Гончаровой. А открытия ждут зрителей в последних двух залах. Николай Фешин до недавнего времени был почти неизвестен в России. В 23-м году он был вынужден покинуть Казань и эмигрировать в Америку. Так что на родине остались лишь ранние работы мастера.

Анатолий Сластунин, директор Музея изобразительных искусств (Казань): "Та коллекция, которая у нас, резко отличается от той, что в США: и по направлению, и по форме письма, и по отношению к живописи, то есть другие приоритеты и другие направления" .

Благодаря усилиям дочери Николая Фешина многие работы американского периода ее отца теперь также находятся в Казани .

Основателем современного татарского искусства считается Баки Урманче. Дело в том, что до революции в Татарстане существовало только декоративно-прикладное искусство, а живопись была под запретом. Баки удалось изменить ситуацию в художественной жизни , но это не прошло для него даром. Несколько лет он отсидел в тюрьме на Соловках, а затем долго жил в Узбекистане. Теперь - это гордость Татарстана.