31.03.2005 | 17:31

Музыкальные традиции Осетии. Специальный материал

Говорят, чтобы понять душу народа, нужно вслушаться в его сказки, предания и музыку. Национальная музыка – один из самых мощных корней, питающих "древо жизни" любой традиционной культуры. И одновременно – волшебный ключ к ее тайникам, путь к постижению ее истоков. Тем интереснее именно с музыки начинать знакомство с культурой народа. Мы продолжаем цикл "Хождение по музам". Сегодня - первый материал из Северной Осетии. Рассказывают "Новости культуры".

Отправьтесь на поиски старинной музыки в любом другом городе: первым местом, где вы окажетесь, будет концертный зал. Во Владикавказе сначала вас пригласят в гости.

И дело не только в кавказском гостеприимстве. Осетинский дом хранит музыкальные традиции; его все еще невозможно представить без старого фортепиано или редкой гармоники. Сегодня мы именно в таком музыкальном доме - вместе с трио гармонистов "Фандыр".

"Фандыр" в осетинском языке - общее название разных музыкальных инструментов, в том числе щипковых и смычковых. Осетинская гармоника - это тоже "фандыр". Дальний родственник русского аккордеона, скорее всего, попавший на Северный Кавказ из Средиземноморья, по Великому Шелковому пути. Инструменту, который нам удалось услышать, более ста лет.

Сослан Дзуцев, участник трио: "То ли дерево так рассыхает, то ли язычки так разбалтываются, что они какие-то специфические призвуки дают".

Светлана Елканова, участник трио: "Да, такие обертона! Иногда я когда играю на ней, я осекаюсь. Мне кажется, что со мной кто-то разговаривает".

В старину гармонь звучала в каждом ауле. Под аккомпанемент фандыра исполнялся симд - самый популярный в Осетии народный танец. Если вы хотите понять, что такое фандыр, выйдите с ним на улицу, а еще лучше - поезжайте с ним в горы. На что мы и решились!

По берегам горных рек, на перевалах, в ущельях - рождалась, изменялась и совершенствовалась осетинская музыка. Спустя столетия она возвращается в горы. Нынешние музыканты говорят: один раз сыграв здесь, понимаешь, к чему можно стремиться на сцене.

Исполнители старинной духовной музыки то же самое могут сказать о храме. Мужской хор Северо-Осетинской филармонии выступает на многих сценах, в том числе - в Москве, в рамках Пасхального фестиваля. Но - на гастролях и дома - петь в церквах не перестает. Звучание голоса в храме можно сравнить со звучанием камертона.

Старинные духовные гимны хранят древнейшую, в том числе дохристианскую историю осетин. В них имена легендарных героев - нартов, рассказы о подвигах предков. Свою работу музыканты сравнивают с работой археологов: открыть старинную песню - все равно что раскопать древний сосуд.

Ольга Джанаева, художественный руководитель хора: "Основная задача этого коллектива - сохранение и развитие древнейших хоровых традиций нашего народа".

Сохранить традиции - значит, сохранить мир. На Северном Кавказе это хорошо понимают. Общность традиций роднит кавказские народы, как и самая древняя музыка, которая не перестает звучать в этих горах никогда.