31.03.2005 | 20:15

Ялтинская киностудия: настоящее и будущее

"Я пришел к заключению, что для спокойной и продуктивной работы необходимо иметь на лето специальную базу с хорошо оборудованной площадкой для постановок…", - писал когда-то
Александр Ханжонков, российский кинорежиссер, основатель Ялтинской киностудии. Век спустя солнечную кино-Мекку долго делили между Россией и Украиной. И с 2000-го года киностудия стала Акционерным обществом, каковым и была, когда Ханжонков снимал здесь свои фильмы. В последнее время у руководителя Ялтинской киностудии Валерия Пендраковского возникли поводы для опасения, что станет с Ялтинской киностудией после президентских выборов в Украине? Сегодня Пендраковский встретился с московскими журналистами. Рассказывают "Новости культуры".

Это в Москве еще зима, а в Ялте уже лето и шикарные условия для натурных киносъемок. Когда-то Ханжонков решил – южная база российской кинематографии должна быть в Крыму. С 2003-го года ялтинская киностудия – на сто процентов российская частная собственность. Однако, несмотря на это, проблемы и опасности остаются.

Главная – в меняющихся условиях Ялтинская киностудия должна быть рентабельной и конкурентоспособной.

Валерий Пендраковский, генеральный директор ЗАО "Ялтинская киностудия": "Для нас основная проблема – лучше работать в усложнившемся бизнесе, он был более понятен, когда мы были монополисты. Сейчас монополия закончилась, много частных структур, у которых много металла, как говорят в кино".

Вот он – знаменитый Поликуровский холм, сложно было бы найти лучшее место для строительства "хорошо оборудованной площадки для декоративных постановок": с одной стороны – море, с другой – горы. Ничего лишнего в кадре. Этот американский городок появился здесь несколько лет назад, для фильма "Радости и печали маленького лорда". В этих же декорациях прошлым летом снимали комедию "Ковбой и киношники". Тогда же в Ялте работали над фильмами "Девятая рота" и "Бегущая по волнам".

С 2003-го года киностудия начала жить. 25-30 фильмов в год, российских, украинских и зарубежных. Но и здесь не все гладко – есть проблема таможни. С украинской стороны раздаются отдельные голоса – почему Ялтинская студия принадлежит России?

Валерий Пендраковский, генеральный директор ЗАО "Ялтинская киностудия": "Это привлекательно для бизнеса с точки зрения земли, всегда есть соблазн перепрофилировать киностудию, если она не рентабельна, построить гостиницу, а бедных кинематографистов запереть в амбаре".

Валерий Пендраковский, генеральный директор ЗАО "Ялтинская киностудия": "Существуют отдельные голоса, почему Ялтинская киностудия принадлежит России, а не Украине. Но это не более чем отдельные немолодые кинематографисты. Им кажется, что если Ялтинская киностудия будет украинской, им дадут работу там, но это же не так…"

Валерий Пендраковский, генеральный директор ЗАО "Ялтинская киностудия": "Если мы в этой конкурентной борьбе в течение года или двух не выиграем, то будет поставлено под угрозу существование киностудии".

Оптимальное решение – заключить со Службой кинематографии Российской Федерации джентльменское соглашение, по которому некоторое количеству кинопроектов будут рекомендовать снимать в Ялте. Так было с "Дневником его жены" Алексея Учителя. Еще вариант – правда, очень спорный, договориться о сотрудничестве с российским или украинским телеканалом. И, конечно, развивать собственное производство. Так, чтобы в титрах значилось – "Ялтинская киностудия" представляет.