01.04.2005 | 14:24

Народные осетинский танец. Специальный материал

На Кавказе говорят - "Станцевать танец – это, как прожить жизнь за несколько минут". В этом высказывании мало преувеличения. В танце молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. "Новости культуры" представляют специальный материал о народном осетинском танце и его мастерах в рубрике "Хождение по музам".
Характер народа? Иногда он - в истории одного танца. Самый воинственный и грозный из осетинских танцев, в котором сначала даже женщинам воспрещалось участвовать, - ритуальное сошествие в круг воинов перед битвой, - осетины превратили... в веселую часть свадебного действа.

Касполат Касаев, главный балетмейстер Ансамбля танца "Алан":
"А вообще-то, если во время свадьбы симда нет, иногда старшие говорят: "Да там же симд даже не танцевали - что это за свадьба!"

Итак, симд: самый известный осетинский народный танец, имеющий бесчисленное множество разновидностей; национальная гордость Северной Осетии, упоминаемая в первой строке государственного гимна республики: "Здесь прошлое с будущим в симде сошлись..." Традиции симда хранит ансамбль танца "Алан".

Эльвира Гурциева, артистка балета: "Почему кроме осетин не может никто танцевать симд? Потому что - это не хвастовство, это кровь".

Там, где танцуют симд, обязательно есть влюбленные. В старину только в танце они могли встретиться, а потому и танцевали - с особым расчетом.

Касполат Касаев, главный балетмейстер Ансамбля танца "Алан": "И во время этого танца девушка вроде стесняется и голову в сторону как-то отводит. И парень объясняется ей в любви. Где возможно было?, вот в этом танце только".

При этом сохраняется видимость абсолютного равнодушия: о разговоре никто не должен подозревать, и даже смотреть прямо на партнера в этом танце не разрешается. Прикоснувшись рукой к девушке, мужчина навлекает на себя позор. Ну а для тех, кто не боится позора, созданы длинные, закрывающие ладонь рукава национальных костюмов.

От мастерства швеи когда-то могла зависеть судьба возлюбленных: жених, наступивший в танце на подол невесты, сразу же становился объектом насмешек. И, хотя времена давно изменились, в мастерской национального костюма работают по старинным технологиям, вручную. Разделения труда здесь нет: над одним костюмом трудится только один человек.

Изольда Гогичаева, мастер по изготовлению национального костюма: "Когда с одной руки, то оно гораздо интереснее, гораздо красивее".

Шить исторически достоверные костюмы для обрядового театра "Арвайден" - задача порой просто невыполнимая. Театр известен своими постановками малоизвестных осетинских обрядовых действ. Там, где уже не могут помочь знания историков и народная память, - и хореографов, и костюмеров выручает фантазия.

"Моление дождя" - обряд, в котором участвовали только женщины. Присутствие мужчин запрещалось – "под угрозой быть задержанным и побитым", как пишут исследователи.

Аида Цомаева, артистка театра "Арвайден": "Мы где-то около часа репетировали этот танец, и пошел град! Вот такой град пошел на улице. Это было что-то".

Танец-соревнование, в котором женщина доказывает, что не уступает мужчине в ловкости. Танец сплошного смеха и веселья - Чепена, сопровождавшийся шутками весьма вольного содержания...

Говорят, в горах есть такое озеро - Арвайден, "Небесное зеркало". Заглянув в него, увидишь сокровенное. Нам удалось заглянуть в воды Терека - не в них ли объяснение стремительности осетинского танца?