01.04.2005 | 17:08

"По улицам олень бегущий"

Символы чума и оленя являются у народов Севера доминантой культуры, сложившейся около двух тысяч лет назад. Северные земли хранят множество артефактов, раскрывающих взаимосвязь человека и оленя. Сегодня огромное количество самых разнообразных предметов, отражающих хозяйственное и культовое значение этого величественного животного, рассеяно по музейным коллекциям. "По улицам олень бегущий" - так называется межрегиональный выставочный проект, посвященный древней и современной культуре народов Обского Севера. Передвижная выставка добралась и до Москвы. Рассказывают "Новости культуры".

Очки оленевода… шахматы из костей…бубен для камлания. Что еще надо для жизни на севере Сибири?

Для тех, кто живет немного южнее и преимущественно в мегаполисах, все вышепоказанное и сказанное будет, пожалуй, экзотикой. Для жителей Тюменской, Ханты-мансийской и Ямало-ненецкой областей все эти предметы – обыденность. Вся экспозиция, а здесь представлено собрание из семи музеев северо-запада Сибири – гимн одному лишь животному.

Марина Селянская, директор Сургутского краеведческого музея: "Олень – это пища, это жизнь, это кров, это одежда, это сказки, это игрушки, это средства передвижения, ну… это все".

Поэтому олень – повсюду – в ритуальных предметах, в обыденных, (к сожалению, выставочное пространство четко не разграничено, поэтому понять где священное, а где бытовое для несведущего крайне трудно). Даже кукла мертвых одета в оленью шкуру – это чтобы в мире духов не замерзнуть?

Татьяна Исаева, культуролог, автор проекта: "Такую куклу делают после смерти человека, мир материальный соприкасается с миром ирреальным посредством таких предметов".

Из ирреального здесь можно обнаружить одежды шаманов, олени, кстати, являются их проводниками в другие миры.

Из Сургута в Москву привезли, как и совсем древние артефакты, так и современные. Но никто, кроме специалистов, не сможет отличить – какой скребок для выделки шкур архаичный, а какой – нашего времени. Что подтверждает цельность культуры западной Сибири, ведь ничего с течением времени не изменилось. А что касается названия "По улицам олень бегущий" то оно весьма условно - музейные работники из Сургута заверили нас, что в радиусе 500 километров от города оленя редко встретишь. Вот такой он – северный олень.