05.04.2005 | 20:05

Фанни Эльслер посвящается

В эти минуты, на сцене Малого театра, идет блестящее представление звезд мирового балета. Программа посвящена знаменитой австрийской балерине начала XIX века, Фанни Эльслер. Она вошла в историю не только, как потрясающая танцовщица романтического балета, но и удивительно красивая женщина. Любовным романам, коварным интригам, громким скандалам мадам Эльслер не было конца и края. Дочь камердинера и прачки, шутя и играючи, повелевала коронованными особами. Во время ее спектаклей, в театре творилось нечто невообразимое. Офицеры вызывали друг друга на дуэль из-за лишнего билета. Сцену засыпали цветами задолго до того, как заканчивался спектакль. Балетоманы выпрягали лошадей и везли карету Эльслер на руках. В Россию Фанни приехала по приглашению Николая I уже на заре своей карьеры. Ей было тридцать восемь лет. Триумф, который ждал ее в Петербурге и в Москве был грандиозным. Это было прощание великой Эльслер с большим балетом. Вернувшись в Австрию, Фанни в последний раз танцевала в Вене и больше никогда не вышла на сцену. В память о ней концертмейстер Венской оперы, Игорь Заправдин, придумал проект "Фанни Эльслер приглашает". В нем звезды говорят о звезде языком танца. Рассказывают "Новости культуры".

На сцене Малого театра репетиция идет с самого утра. Заправдин не только автор проекта. Он пианист, хореограф, режиссер. Сам ставит свет, следит за видеопроекцией.

Игорь Заправдин, автор проекта: "Мы имеем мало времени для репетиции. Вчера со светом не получилось. Сегодня приходится все делать быстро".

29 гравюр с Фанни Эльслер из личной коллекции танцовщика Владимира Малахова и самого Заправдина. Говорят, что они сделаны при жизни балерины. Используются как декорация. Для австрийцев имя Фанни - олицетворение успеха и таланта. Чтобы вновь напомнить миру о великой романтической балерине, Заправдин пригласил самых ярких звезд мирового балета. Первое выступление прошло в Вене. А сегодня репертуар Эльслер – на московской сцене.

"Жизель", "Сильфида", "Эсмеральда"…..разумеется все это стилизация. В архиве только мемуары, гравюры и статьи критиков. Никто не знает, как на самом деле танцевала Фанни.

Маргарет Илльман, прима-балерина Венской оперы: "Она была влюблена в жизнь, так же сильно, как и в танец. Эту любовь я и стремлюсь передать".

Мария Эйхвальд, солистка Штутгартского балета: "Для меня важное -стиль. Следили за руками, легкостью, за душой, а не за техникой".

Итальянка Алессандра Паскуали в "Трех грациях" танцует Фанни. Она темпераментна и экспрессивна. Танец для нее, как и для Эльслер – порох.

Алессандра Паскуали, прима-балерина Венской оперы: "Она была такая яркая, неординарная, сильная…и все это я хочу показать в танце".

Танцоры и хореографы придумали свою Фанни Эльслер. В каждой балерине – частичка ее экспрессии, ее виртуозности, ее таланта.