08.04.2005 | 11:21

В тесноте, но на "Аиде"

"Если не вся Россия, то хотя бы ее театр будет прирастать Сибирью. Именно таким образом стоит переиначить хрестоматийную фразу, чтобы точно описать невероятный аншлаг на опере Верди "Аида" в постановке Новосибирского театра оперы и балета", - такими словами информационные агентства описывают события вчерашнего вечера.

Самый громкий и грандиозный оперный проект фестиваля Золотая маска – вердиевская "Аида". Гостям из Новосибирска оказался мал Большой театр, представление перенесли в Большой Кремлевский дворец, не очень подходящий для опер, зато предназначенный для амбициозных постановок.

"Аида" новосибирцев – фаворит фестиваля. Шесть номинаций из 6 возможных. Да и весьма суровые оперные критики к новосибирской премьере год назад отнеслись очень благосклонно.

К началу 21-го века кто только не переносил действие классических опер из исторических предлагаемых обстоятельств в современные. Весь вопрос в том, как это сделано. Режиссер Дмитрий Черняков – мастер переосмыслений. Критики выискивают многоуровневые смыслы, зашифрованные в его спектаклях, которыми и привлекают зрителей.

Спектакль собрал весь бомонд. Кто-то пришел послушать гениальную музыку Верди, кто-то – посмотреть, что же придумал на этот раз Черняков. И если Черняков, как мог, удалился от первоисточника (разумеется, на сцене нет никакого Египта, зато есть война, постепенно разрушающая современный город), то Теодор Курентзис, дирижер, к первоисточнику приблизился, освобождая музыку от многочисленных штампов, которыми она обросла за полтора с лишним столетия.

Теодор Курентзис заявил: "Мы делаем точное прочтение партитуры. С теми инструментами, с жильными струнами. Мне кажется, это действует намного сильнее".

Спектакль был представлен в Москве только один раз и всех желающих его увидеть не смог вместить даже шеститысячный зал Кремлевского Дворца, поэтому многие зрители сидели даже на ступеньках.

Зрителям было, на что посмотреть: в оперном представлении есть даже балетный дивертисмент.