14.02.2012 | 10:23

"Мотылек" в Театре на Юго-Западе

В Театре на Юго-Западе снова обратились к творчеству одного из самых востребованных современных драматургов. Пьесу «Мотылек» Петра Гладилина предложил поставить еще основатель театра Валерий Белякович, но приглашение возглавить Драматический театр имени Станиславского помешало воплощению замысла. Теперь за творчество «ирониста, мистика и метафориста» – как называет себя сам Гладилин – взялись Олег Анищенко и Михаил Белякович. По словам постановщиков, получилась трагикомедия в одном действии. Рассказывают «Новости культуры».

Олег Анищенко и Михаил Белякович не только хорошие партнеры по сцене. Они отлично понимают друг друга в режиссуре. «Мотылек» – это уже их шестой совместный проект. Но дело не в количестве, а в тематике, так заинтересовавшей авторов.

«Как мы для себя определили – это вот некое чудо, как таковое произошло, которое в обыденное жизни мы не замечаем, – говорит Михаил Белякович. – Мы утратили органы восприятия чуда. наверное про это спектакль в целом».

То, что для режиссеров чудо, для военачальников в глухой Сибири – ЧП: то ли от дедовщины, то ли от скуки рядовой срочной службы Коля Лебедушкин взял да и превратился в девушку – рядовую Наталью Сергеевну. Для актрисы Ольги Авиловой до сих пор вопрос: кого она играет – мужчину или женщину.

«Для меня вообще этот образ он такой, с вопросительными знаками, – говорит Ольга Авилова. – До сих пор и думаю всегда. Представить можно все что угодно, но как бы себя чувствовал человек, перевоплотившись в другое тело и другую оболочку это сложно».

Героя (героиню) одолевает страсть к театру. Благодаря ей армейский клуб превращается в храм искусства. Даже полковник, поставивший задачу перевоспитать нерадивого солдата, вернуть мужское начало, втягивается в чтение Шекспировских монологов. В военной форме Александру Наумову комфортно: сам отслужил в танковых войсках. Но речь в постановке не столько об армии, сколько о спасении души.

«Просто потрясающий материал, – считает Александр Наумов. – И это перерождение человека закрытого от не понимающего не принимающего какие-то вещи, в конце это понимает, перерождается, есть путь, есть свет, при всем трагическом финале все равно светлый финал – другая душа появилась».

При традиционном минимуме декораций, максимуме эмоций и страстей «Мотылек» заставляет с любопытством вглядываться в происходящее на сцене. А что важнее – смена направления полета или верность избранному пути – решать самим зрителям.