11.04.2005 | 15:12

Спектакль театра "Тень" - номинант на "Золотую маску"

Сегодня станут известны имена новых лауреатов театральной премии "Золотая маска". Церемония закрытия фестиваля пройдет на сцене театра имени Моссовета. Среди фаворитов - "Аида" Новосибирского оперного театра, а также два спектакля Большого - "Макбет" в постановке Эймунтаса Някрошюса и "Летучий голландец" Петера Конвичного. А в номинации "новация" успех предрекают столичному театру "Тень".

Театр "Тень" - обладатель шести "масок", этот театр из года в год представляет неожиданные проекты, мало напоминающие как привычный детский театр кукол, так и профессиональный драматический театр. Вот и последняя премьера "Тени" мало вписывается в устоявшуюся систему театральных жанров. Выдвинутый на премию в категории "новация", спектакль "Апокалипсис", в основу которого положен одноименный текст Нового завета, идет в полной темноте всего десять минут. При этом в нем принимают участие только два человека: режиссер Илья Эппельбаум и единственный зритель. О необычной постановке рассказывают "Новости культуры".

Материализуя метафоры Священного писания, театр "Тень" как бы приближает к зрителям те события, которые описаны в Новом завете. Способствуют созданию атмосферы таинства абсолютная темнота и огонь двух свечей. Они служат единственной подсветкой для тех видений, которые разыгрываются в … обыкновенных спичечных коробках.

Илья Эппельбаум, режиссер и художник спектакля: "Открывается коробок, там что-то происходит, например, скачет всадник, спичка горит 15 секунд. Пока она горит, мы что-то видим в этом коробке".

Пафосный текст "Апокалипсиса" обретает новое звучание в соприкосновении со знаменитой иронией режиссеров из "Тени": деятелей театра разных эпох они заставили произнести по одном слову. В ход шло комедийное наследие наших знаменитых артистов, режиссеров и других замечательных людей. При этом зачастую возникало комическое противоречие между интонацией и смыслом произносимого. Подобную же эклектику Майя Краснопольская и Илья Эппельбаум вложили и в музыкальный ряд спектакля – церковные псалмы здесь сменяет музыка Окуджавы и "Beatles". В том же парадоксальном стиле оформлено и фойе.

Известные деятели театра, не владеющие рисунком профессионально, набросали фломастерами и карандашами фигуры ангела и черта, а профессиональный художник Илья Эппельбаум соединил их на одном холсте, в картине "Битва ангелов".

При этом не обошлось без мистификаций. В необычной программке "Апокалипсиса", рядом с именами Михаила Козакова и Константина Райкина можно найти имена Федора Волкова и Варвары Асенковой – людей, живших в ту эпоху, когда еще не существовало звукозаписи.