01.10.2012 | 19:39

Екатерина Великая: путь к российскому престолу

События российской истории получают отражение не только в общественных диспутах, но и в безмолвных комментариях шедевров Третьяковской галереи. Сменой экспозиции здесь решили отметить 250-летие восшествия на престол Екатерины Второй, состоявшееся 3 октября 1762 года. В преддверии этой даты из запасников Третьяковки извлекли картину итальянского художника Стефано Торелли. На полотне запечатлена сама торжественная церемония. Полотно не демонстрировалось уже несколько десятилетий. Рассказывают «Новости культуры». 

Зрители, вероятно, даже не заметят этой перемены – вместо двух портретов (их временно уносят в депозитарий) здесь появится одна картина, на которой изображен момент восшествия на престол Екатерины Второй. Но для сотрудников Третьяковской галереи эта простая операция – настоящая головная боль. При смене экспозиции лишними оказываются две скульптуры Федота Шубина – Федор и Владимир Орловы. Они не принимали участия в дворцовом перевороте, в результате которого немецкая принцесса получила русский трон. Музейщики принимают решение Орловых отвезти в соседний зал. Вообще-то на их месте должен был находиться другой Орлов – Григорий, фаворит Екатерины. Но у него проблемы с носом.

«Я думаю, когда из Мраморного дворца при восшествии на престол Павла выносили, наверное, ударили как-то или уронили», – предполагает хранитель отдела скульптуры Государственной Третьяковской галереи Юлия Баранова.

Всего братьев Орловых было пятеро. Граф Алексей Орлов-Чесменский был главным заговорщиком. Это он, согласно общепринятой версии, убил императора Петра Третьего, мужа Екатерины, и помог ей занять русский трон. Его бюст специально устанавливают рядом с местом, которое предназначено для главного экспоната – для Екатерины.

Картина итальянского художника Стефано Торелли «Коронация Екатерины Второй» не демонстрировалась несколько десятилетий. Чтобы перевезти ее из депозитария в постоянную экспозицию, нужно не больше пяти минут. А вот путь немецкой принцессы к российскому престолу занял целых 18 лет.

«Это было большое действо. Несколько раз Екатерина надевала корону, брала в руки скипетр и державу, вставала, и вот здесь запечатлен момент благодарственной молитвы», – поясняет заведующая отделом живописи Государственной Третьяковской галереи Людмила Маркина.

Долгое время считалось, что итальянский художник, который вскоре после коронации Екатерины был назначен ее придворным живописцем, лично присутствовал на церемонии в Успенском соборе Московского кремля. Однако последние исследования не подтвердили эту версию. Выяснилось, что Торелли приехал в Россию только на следующий год после коронации, а при работе над этим полотном пользовался гравюрами французского и русского мастеров, которых пригласили, чтобы зарисовать церемонию.

Читайте также:
К 250-летия коронования Екатерины Второй