14.02.2012 | 12:51

Режиссеру Александру Клюге сегодня исполняется 80

Основатель «нового немецкого кино», интеллектуал и философ – режиссер Александр Клюге – отмечает 80-летие. В кинематографе он начинал как ассистент Фрица Ланга, которому его рекомендовал Теодор Адорно. В своей рекомендации немецкий философ назвал Клюге «самым одаренным из молодого поколения, человеком удивительной зрелости и широты интересов». Один из инициаторов Оберхаузенского манифеста, Александр Клюге выступал за кинематограф, обнажающий реалии повседневной жизни в Германии. На родине режиссер известен еще как автор литературных бестселлеров и более двух тысяч телепередач о героях нашего времени. Клюге не раз признавался в любви к России. Заявлял, что именно у русских научился пониманию того, что нужен не только авангард, но и арьергард. Сам он представляет «арьергард авангарда». Рассказывают «Новости культуры».

Один из последних модернистов, идеолог и «серый кардинал нового немецкого кино» – так называют Александра Клюге. Мастер аллюзий, экспериментатор, аутсайдер Клюге всегда умел удивить зрителя. В 2008 решился сделать то, что не удалось самому Эйзенштейну – экранизировал «Капитал» Маркса. Акцент сделал не на саму экономику, а на ее отражение в зеркале искусства.

«Все его творчество соткано из противоречий, – говорит киновед Кирилл Разлогов. – И эти противоречия когда-то оказываются абсолютно плодотворными, когда-то приводят к неудачам, но любая творческая неудача Клюге – более интересна и важна для культуры, чем творческие удачи многих других».

В своих картинах он часто использует документальную хронику. Рефлексирует на события настоящего, философствует и проводит параллели с прошлым. Не каждый способен прочитать в его фильмах скрытые подтексты, сам Клюге не раз признавался, что иногда намеренно вводит зрителей в заблуждение.

«Хотя его фильмы не так известны, как, скажем, фильмы Херцога Шлендорфа Фассбиндера, они, тем не менее, бесконечно важны, и без Клюге понять современное немецкое кино невозможно», – считает киновед Николай Изволов.

В фильме «Артисты под куполом цирка: беспомощны» этот вид искусства у Клюге –своеобразная кинометафора, воплощение всесилия человека. И тут же, как это часто бывает у Клюге, он сам себе противоречит и утверждает, на примере главной героини желающей изменить цирк и сделать его более гуманным, что не все решает потенциал человека, гораздо важнее потенциал времени.

Некую Аниту Г., выступающую против Системы в фильме «Прощание с прошлым» играет сестра режиссера- его полная тезка Александра Клюге. По профессии врач, она сыграла в двух фильмах своего брата, в которых воплотила новый тип главной героини, созданный Клюге.

«Женщина, которая богаче тех социальных возможностей и тех социальных ролей, которые ей представляет жизнь, женщина, которая одержима какой-то мечтой, и тут ощущение глубоких корней романтических в Клюге более, чем в ком-то другом из его сотоварищей», – говорит киновед Ирина Гращенкова.

Признанный мэтр интеллектуального кино Александр Клюге как-то сказал: «Все, что я делаю, не является интеллектуальным – в том смысле, что оно идет от сердца». В отличии от многих своих коллег-единомышленников он верил в хороший финал и вслед за героем Брехта в «Добром человеке из Сезуана» повторял: «Плохой финал заранее отброшен, он должен, должен, должен быть хорошим!»