13.04.2005 | 17:44

Калмыцкий ТЮЗ к трудностям относится философски

В будущем году Калмыцкому государственному драматическому театру исполнится 70. Во главе с новым главным режиссером коллектив встречает юбилей в капитально отремонтированном помещении. А вот ТЮЗ работает в бывшем кинозале. Здание мало приспособлено для театральных постановок, но к техническим и финансовым трудностям труппа относится философски. Подробности - в специальном материале о театральной жизни столицы Калмыкии Элисты. Рассказывают "Новости культуры".

Год назад выпускник ГИТИСа Батыр Колаев принял предложение президента Калмыкии стать главным режиссером национального театра. Все это время ученик Марка Захарова не сидел, сложа руки. Спектакль "Слуга двух господ" - пятая премьера сезона. В 70-х комедия Гольдони была в репертуаре театра. К юбилею спектакль решили поставить вновь.

Батыр Колаев, главный режиссер: "Это как дань уважения традициям, старшему поколению. Тем более, спектакль очень веселый".

Молодость ничуть не мешает главрежу управлять таким сложным организмом, как театр. Он знает, чего хочет и как этого добиться.

Батыр Колаев, главный режиссер: "Надо проявлять жесткость. Я, иногда, бываю даже жестоким. Приходится. Театр невозможно удержать в руках, если быть мягким, слабохарактерным или идти на поводу".

Это не значит тянуть на себя театральное одеяло. Одна из самых заметных работ калмыцкого театра последнего времени – спектакль "Зая - Пандита". Пьесу об основоположнике калмыцкой письменности написал и поставил режиссер Борис Шагаев. Зая – Пандита – религиозный деятель, ученый, просветитель. Он создал ойрат - калмыцкий алфавит, так называемое "ясное письмо". Этот спектакль о драматических коллизиях жизни калмыцкого просветителя.

Установка декораций к спектаклю "Стая" Калмыцкого ТЮЗа не занимает много времени. Строительные леса, несколько бочек и готова стройплощадка, где обычно тусуется неприкаянная молодежь.

Валерий Яшкулов, директор ТЮЗа: "Мне как директору и как художнику приходится приспосабливаться к условиям, к непрофессиональной сцене. Придумать декорации, которые не нуждаются в дополнительных технических приспособлениях, а работают сами по себе".

Работа в неприспособленном помещении, бывшем кинозале, и вынужденный минимализм в средствах никого не смущают. По крайней мере, на отношении к работе это никак не сказывается.

Проблему с современной драматургией в ТЮЗе тоже решают просто. Пишут сами. Либретто к мюзиклу "Стая" написал главный режиссер Борис Манджиев. Проблемы современной молодежи, невнимание к ним взрослых, и, конечно, любовь - вот основные направления сюжета. Кажется, это уже где-то ставили. Но в героях "Стаи" калмыцкая молодежь узнает себя.

Четвертый год ребята работают практически в одном составе. Поставили еще один мюзикл "Акума", по мотивам японской легенды. Пока все они студенты. На вопрос, что будет дальше, когда повзрослеют, убежденно отвечают: "На самом деле нашу эстафету кто-нибудь подхватит. Стая-то не умрет, всегда будет молодой!"