14.04.2005 | 18:56

Фильм "Голова классика"

Неизбежная участь всех, кто делает кино, - сравнивать. Замысел со сценарием. Сценарий с фильмом. Режиссер и сценарист Валерий Лонской, закончив фильм "Голова классика", делает сравнение в пользу своего сценария. Новая полнометражная игровая картина - о таинственном исчезновении головы Гоголя - в среду была представлена журналистам. Рассказывают "Новости культуры".

"Действующие лица - люди из того кошмара, когда вам кажется, будто вы уже проснулись, хотя на самом деле погружаетесь в самую бездонную пучину сна". Набоков о Гоголе.

Ну, ничего. Сейчас мы тебя похороним, где тебе и положено. Ты полежи пока, отдохни. Вот, видишь, и лопата пригодилась в хозяйстве…
От гоголевских персонажей именно этого и следовало ожидать: они материализовались вновь. И сразу же бросились на поиски пропавшей головы своего создателя, тем самым, показав, что нимало не изменились. Поиски ведутся в прошлом и настоящем, время действия: тридцатые годы двадцатого и первые годы двадцать первого века.

Валерий Лонской, автор сценария и режиссер фильма: "У вас бывает в жизни – вдруг вы встречаетесь с какой-то абсурдной ситуацией, которую излагают, или вас ставят в эту абсурдную ситуацию нормальные люди – вроде бы нормальные. И вы потом начинаете думать: слушай, это какой-то бред!"

Пропажа из могилы черепа Гоголя – факт: по крайней мере, так утверждает режиссер. (Когда в начале тридцатых прах писателя переносили на Новодевичье кладбище, череп писателя якобы не обнаружили.) Проводимое героями фильма расследование – авторский вымысел. Для режиссера Валерия Лонского это возможность поразмышлять о времени: что происходит с человечеством, порой погружающимся в состояние абсурда?

Судебное следствие тридцатых по делу о пропаже головы Гоголя, с привлечением виновных пособников буржуазии. Погоня за гоголевским черепом богатых коллекционеров в наши дни. Две одинаково немыслимые ситуации. В корне не сильно отличающиеся друг от друга.