15.04.2005 | 15:01

Выставка "Музы и мастера авангарда"

Считается, что творческие муки - удел сильной половины человечества. На самом деле - это не так. В эпоху андеграунда было немало талантливых женщин-художниц, которые остались в тени мужской славы. Восстановить справедливость и выяснить, кто кого вдохновлял, предлагают сразу несколько московских галерей, которые устроили совместную выставку "Музы и мастера авангарда". Рассказывают "Новости культуры".

Мастеров шестидесятых объединяло не только время, но и свобода творчества. Казалось бы, как можно творить в коммуналках, одеваться во что попало, питаться впроголодь, да и работы писать в стол. Ведь то, что делали художники андеграунда, не вписывалось в официальное искусство. Но они находили поддержку друг в друге. Например, музой Анатолия Кулинича была Елена Борзых.
Анатолий Кулинич, куратор выставки: "Анатолий Кулинич - то бишь я. А вот мои вещи. Моя муза висит вот на той стеночке. Она тоже художница, вдохновительница многих вещей".

Параллели можно продолжить. Художники андеграунда были особой кастой, богемой, которая не могла открыто показывать свои работы зрителям. А поверить в то, что когда-то они будут востребованы, в советское время казалось безумием. Только музы давали силы, дарили любовь, внушали уверенность своим в то время никому неизвестным мастерам.

Светлана Болховитина, директор галереи "Злато": "Они помогали друг другу, как могли, вплоть до того, что кормили художников и пускали ночевать. Это совсем не тот уровень отношений, это содружество было".

Добиться известности в то время удалось лишь немногим - Звереву, Плавинскому, Немухину, Целкову. Особенно не повезло женщинам. Будучи музами, они сами были профессиональными художниками. Но больше думали о своих мастерах. Людмилу Нестерову, Клару Голицыну, Татьяну Кисилеву, Татьяну Вавржину зрители открывают лишь сейчас.

Татьяна Вавржина, художник: " У меня были музы, вдохновлявшие меня, - это мужчины и женщины. Вдохновляли больше творчеством, чем сердечной привязанностью. Сердечная привязанность- это жена, дети, а есть привязанность духовная".

В 60-ые союз между музами и мастерами был тесным и плодотворным, иначе вряд ли бы появилось на свет столько шедевров.