19.04.2005 | 23:33

Знаменитый Дьерский балет: только два дня в Москве

Русско-венгерский – мотив ближайших дней в столице. "Сезон культуры Венгрии в России" представляет Знаменитый Дьерский балет. Только два выступления на сцене "Новой оперы". Рассказывают "Новости культуры".

Мотив на самом деле еще более сложный: венгерско-русско- еврейский. Потому что тему и название спектакля в рамках Сезона Культуры Венгрии в России дал венгерским артистам еврейский религиозный праздник Пурим. Он, кстати, пришелся в этом году на конец марта. Минувшим вечером на сцене "Новой оперы" снова рассказывали ветхозаветную историю про прекрасную Эстер, злого Амана и мудрого Мордехая. Пересказ велся на языке танца балетной труппой из города Дер.

Москва встретила Дьерский балет весенним дождем. Может, поэтому венгерские танцоры выступали в полупустом зале. Скорее это исключение, чем правило. Обычно "Пурим" залог аншлага. Одни ждут скандала, другие откровений. Публика на этом спектакле самая пестрая.

Януш Киш, директор Дьерского балета: "На гастролях в Словакии мне говорили, что я ненормальный, если разрешил поставить такой балет. В Нью-Йорке, что Пурим не будет иметь такого успеха, как в Будапеште. Но всюду где мы показываем этот спектакль, он имеет успех".

Пурим в стиле модерн….Дьерский балет рискнул, и у него получилось. Ветхозаветная история об Эсфири, в репертуаре держится уже семь лет. Интерес к еврейской теме не угасает, а лишь разгорается. История тысячелетней давности о том, как Эсфирь ради спасения своего народа готова была принести себя в жертву, вызывает до сих пор слезы умиления у наиболее сентиментальной публики.

А началось все на берегу моря в Тель-Авиве. Когда встретились двое – композитор Федя Яворин и директор Дьерского балета Януш Киш.

Федя Яворин, композитор: "И как раз был праздник Пурим. И мы начали говорить, как совместить моих музыкантов и Дьерский балет".

Идея материализовалась буквально из воздуха. Яворин написал музыку. Роберт Туран, директор еврейского музея в Будапеште – либретто. Хореографией занялся Иштван Юхош. Библейская история, наполненная коллизиями, показалась ему особенно притягательной. Но буквально за три недели до премьеры спектакль оказался на грани срыва.

Уильям Фомин, постановщик спектакля: "Я получил этот балет в полуфабрикате. Мне нужно было продолжить начатый стиль. Это был чистый модерн".

Уильям – кубинец. Учился балету в Вагановском училище в Петербурге. Танцевал в русской провинции. Пятнадцать лет назад оказался между Будапештом и Веной. И попал в труппу Дьерского балета. Изрядно подустав от классики, с головой окунулся в модерн. "Пурим" оказался самым подходящим материалом для его хореографических экспериментов.

Уильям Фомин, постановщик спектакля: "Намного шире амплитуда, и больше можно выразить в модерне".