21.04.2005 | 13:30

Театры Йошкар-Олы

Пять театров на город с населением в 200 тысяч – такое поистине культурное богатство досталось Йошкар-Оле в наследство от советских времен. Сегодня содержать эти театры и работающие там коллективы становится все труднее. Руководители и администрация города предлагают разные пути решения проблемы. Рядовые же актеры ищут свой выход из этой сложной экономической ситуации. О том, как решаются эти проблемы в Йошкар-Оле - специальный материал "Новостей культуры".

Хочешь жить, умей… оптимизироваться, - решили в Йошкар-Оле. Тогда и поводов для оптимизма будет значительно больше.

Оптимизация – это сокращение за счет совмещения. Или совмещение путем сокращения? Пока совсем не запутались, обозначим сверхзадачу всех этих операций: экономическая целесообразность и рентабельность. Пример: в Йошкар-Оле пять театров, а расположены они в трех зданиях. В гордом одиночестве остался лишь Русский драматический театр с его "Любовью по-французски". Мирно же соседствуют местный ТЮЗ с Кукольным и Национальный драматический – с Оперным. Налицо – выгода. И не страшно, что молодежь балет "Жизель" собирается смотреть в театре марийской драмы. Различия жанров определятся в процессе. Главное, что это выгодно для самих театров и актеров. Скажем, вечная проблема: в Национальном драматическом не хватает квалифицированных художников по костюмам. И коллеги из Оперного никогда не откажут в помощи. Все будет разработано и пошито в срок.

А между тем: сколько нападок было на руководителя Театра Оперы и Балета Константина Иванова, когда он предложил певцам из уникальной Марийской капеллы войти в состав хора своего театра? Иванова обвиняли в самонадеянности, в игнорировании интересов коллектива. А между тем, чем плохо, что певец, официально работая в двух коллективах, и денег будет зарабатывать в два раза больше, и на гастроли ездить начнет? Все-таки труппа Оперного театра концертирует достаточно часто. Но в укреплении явно нуждается. Например, оркестранты накануне гастролей в Катар сумели заставить своего дирижера аплодировать им. Правда, без особенного удовольствия.

Но если бы в Марий Эл давали приз за лучшую методику рентабельности, его, наверняка, получили бы актеры Кукольного театра. Своих кукол они делают из отходов производства. Огромных отходов бумаги масштабного типографского производства.

Татьяна Батракова, художник, режиссер Кукольного театра: "Дело в том, что это ведь бумага. Крошка. И никто не поверит, что из этого месива головка получается".

Крошку нелегко отмыть. Она приставучая – столярный клей, иногда рыбий. Так пристанет, что неделю не отмоешься.

И все – под знаком оптимизации. И во имя оптимизма.