21.04.2005 | 14:19

"Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского"

Пожелтевшие листки с текстами ролей, исписанные на полях торопливым почерком, с пометками, замечаниями, озарениями – до некоторых пор они были просто тетрадями. Сегодня собранные под одной обложкой, они превратились в прекрасный учебник по актерскому мастерству, который дает уникальный шанс каждому, кто близок к искусству, заглянуть в творческую лабораторию великого Смоктуновского. В Музее Бахрушина прошла презентация книги "Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского". Рассказывают "Новости культуры".

Искусствоведы изучают эскизы и наброски художников. Литературоведы расшифровывают черновики писателей. Методы и способы изучения "театральных черновиков" еще только формируются и складываются. "Князь Мышкин" в спектакле "Идиот" БДТ, "Царь Федор Иоаннович" в Малом, "Иванов" во МХАТе… Способ ведения актерских тетрадей, характер записей, метод работы с образом – вещь, сугубо индивидуальная для каждого мастера. Рабочие тетради для актера – это место, где нет посторонних глаз, где не ограничивает сторонний контроль, это пространство абсолютной, безграничной свободы.

Мария Смоктуновская, дочь И. Смоктуновского: "Безусловно, он делал эти разработки под себя, именно для того, чтобы возвращаться к ним каждый раз, когда он работал над этой ролью, или перед спектаклем - ему нужно было обращаться к этим записям".

Пометки о взаимодействии с партнерами, о мизансценах, репликах и даже словам– это гораздо больше, чем текст. На примере этого научного издания впервые можно посмотреть, как актер работал…

Ольга Егошина, автор книги: "Каждая секунда гения оплачена таким трудом мыслительным, погружениями, да даже озарениями. Здесь необыкновенно много вот вещей, когда сцепляются какие-то слова и рождаются вот, другое пространство, то есть понятно, что каждую минуту своего пребывания на сцене он оплатил огромным трудом вот здесь, в предварительной работе".

"Как актер я мыслю более широко и более верно, чем как человек. В работе присутствует профессия, а она умнее меня. Это она делает за меня селекцию выразительных средств и вкуса. Как человек – я подвластен профессии" …

Все меньше остается зрителей, видевших Смоктуновского на сцене. Спектакли его уже принадлежат истории. Но существуют тетради, сохранившие движение мыслей, напряжение воли, живой звук творчества.