15.02.2012 | 09:57

75-летие Дома актера отметили "сказочным" капустником

В Москве на Старом Арбате, прямо напротив театра Вахтангова, расположен Центральный дом актера. Содержание и дух этих зданий настолько схожи, что может показаться, будто они связаны какими-то подземными корнями. Можно было бы так подумать, если бы история Дома актера не начиналась в здании на Тверской. Накануне, в день 75-летия клуба актеров единомышленников, празднование преодолело очень условную преграду стен и перекинулось на соседний Вахтанговский театр. Как и положено в таких случаях, размашистым театральным капустником. Рассказывают «Новости культуры».

Есть один день в году, когда спектакли, гастроли, съемки, все личные дела у актеров отменяются. Забываются все обиды и конфликты – потому что празднуется день рождения Дома актера.

«После 91-го года все союзы творческие практически распались, и единственный дом, который собрал их всех под своей крышей – и художников, и музыкантов, и эстрадников и всех-всех был Дом актера, который с великой директрисой собрал и держит, – говорит народный артист СССР Василий Лановой. – И в этом самая его главная заслуга этого дома».

«Там обмен атомов, обмен веществ происходит, тайная такая недоговоренность, но происходит некое обогащение такое, заразительность друг другом и восхищение друг другом, – убежден режиссер Римас Туминас. – Вот эта семейная радость каждому важна».

Знаменитые «посиделки», «капустники», театральные встречи – вся эволюция дома на выставке. Свидетели этих вечеров все как один говорят: он обладает фантастической силой притяжения. И этой силой обязан главным «хозяевам» – Александру и Маргарите Эскиным.

«Александр Моисеевич был не только интеллигентным человеком, – говорит народный артист СССР Олег Табаков. – Эскин имел не только талант удивляться чужим талантам, но еще потребность этими талантами угощать – это редкие свойства».

«Когда мы появились еще на небосводе московских театров – в театре Маяковского нас приняли Охлопков – первый, с кем мы познакомились, был Александр Эскин, – вспоминает народная артистка РСФСР Светлана Немоляева. – Высокий, статный, худой, длинноногий импозантный – он сказал: «Я за вами слежу, я вас уже видел, вы для меня очень интересная новая поросль».

Здесь начиналась история многих театров: Мастерской Петра Фоменко, театров Калягина и Джигарханяна. Именно сюда второкурсником школы-студии МХАТ впервые пришел и нынешний руководитель дома Игорь Золотовицкий. Вместе с другими начинающими актерами он принимал участие в «массовской ложе».

«В нашей юности нам не обещали роли, – рассказывает директор Центрального Дома Актера Игорь Золотовицкий. – Нам сказали – вы идете в театр, в массовке лет десять. Массовские капустники на злобу дня – говорили о том, как тяжело живется молодому артисту в те времена как надо писать. Мы пели «И талант нераскрытый свой я в землю зарою».

Дом актера открылся 14 февраля – вечером памяти Пушкина. И юбилей решили отметить вместе с классиком – «У Лукоморья».

«Для Дома актера прекрасная солидная дата, и на моей памяти это третий юбилей 65, 70 и сегодня, более волнительно, потому что получилось волею судеб – еще большая ответственность. Жутко волнуюсь, очень, но думаю, все будет хорошо», – говорит исполнительный директор Дома актера Александр Жигалкин.

Для многих он стал вторым домом. Здесь, совсем как дома можно говорить открыто и свободно. Здесь не меряются регалиями, в этом доме все равны.

Читайте также: 

Центральный Дом актера отметит 75-летний юбилей