22.04.2005 | 13:55

Ансамбль "Марий Эл"

Говорят, что в Марий Эл танцуют все…с самого рождения. А потому для республиканского ансамбля, который так и называется - "Марий Эл", не составило никакого труда набрать очень сильный состав танцоров, отшлифовать их мастерство, чтобы активно гастролировать. Но сегодня многое изменилась: тяжелая экономическая ситуация, отток молодых танцоров – и как итог общий уровень коллектива резко упал, что прибавило поводов для критики. О том, как артисты преодолевают трудности, – в специальном материале "Новостей культуры" из Йошкар-Олы.

Республика Марий Эл. И ансамбль танца с обязательно-необсуждаемым названием "Марий Эл".

Марий Эл – как отец в судьбе танцоров. Был когда-то. Через него прошли лучшие танцевальные силы республики. Некоторые прошли… и ушли в шоу-бизнес. Некоторые остались. Но последних все равно мало. "Ждем специалистов, как из печи пирога", - говорят в ансамбле. А чтобы не проводить время в напрасном ожидании, сами же их и "выпекают". Руководитель ансамбля – по совместительству - педагог йошкар-олинского колледжа культуры и искусств.

Однако далеко не все эти ребята с училищной скамьи собираются отправиться в "Марий Эл" решать кадровый вопрос.

Пока юное и незнакомое с трудностями "Марий Эла" племя готовится к поступлению в ВУЗы, в самом ансамбле уже который год бьются еще над одной проблемой.

Нина Макарова, репетитор ансамбля "Марий Эл": "Конечно, самая большая проблема – это то, что касается пошива костюмов. Последний комплект марийского костюма был пошит в Москве в 1986 году".

И это при том, что в самой республике сейчас работают несколько мастерских по пошиву национальных костюмов.

Все костюмы – ручной работы. Стоят около 7 тысяч рублей. На массовые закупки этих вышитых и украшенных красот у "Марий Эла" денег нет. Вот и получается, что в одних и тех же костюмах танцоры работают в разных номерах. Лучший ансамбль республики это, конечно, не красит. И об этом с осуждением говорят их коллеги-любители из районного ансамбля "Радуга".

Станислав Лукианов, руководитель ансамбля "Радуга": "Марий Эл", насколько я помню с моей молодости, он намного слаб, намного сел. Намного".

В укор "марийэльцам" ставится и отход от исконно-марийских традиций, и грубая ассимиляция элементов русского танца. Получается что-то сценически усредненное, национально не окрашенное, - с возмущением говорят танцоры из народа. И подводят печальный итог: молодежь не знает марийских танцев. Хотя раньше, если жених на собственной свадьбе был уличен в подобном незнании, он отправлялся на процедуру по "просыханию молока на губах". Явиться без приглашения на свадьбу мы не решились, но на йошкар-олинской дискотеке отметились. Услышанный в усиленных децибелах только нами ди-джей Камиль констатировал, что марийские танцы здесь не танцуют. Сам он тоже их не любит. Танцевать не умеет и не хочет. И уже, наверное, не будет.