15.02.2012 | 10:57

В столице открылся единственный в своем роде смотр творческих работ московских сценографов

Театральных художников и декораторов часто называют волшебниками сцены. Подсмотреть секреты их мастерства можно на итоговой выставке минувшего театрального сезона. Она открывается сегодня в Москве. Подобный смотр устраивают ежегодно с середины 60-х. О том, чем был знаменателен сезон 2010 – 2011 годов для профессии сценографа – в репортаже «Новостей культуры».

Мария Трегубова выстраивает крошечные домики вдоль Невского проспекта. В Петербурге она ими в полном масштабе двигала. Это пространство сочинила для чердака Александринского театра, прихватив территорию мастерских.

«Когда зрители сидят в маленьком черном квадратике, а в арочке что-то происходит, открывается бесконечная, так кажется перспектива, – говорит Мария Трегубова. – А в этой перспективе то растения, то венецианские гондолы, то Невский проспект».

За работу над спектаклем Валерия Фокина «Ваш Гоголь» Мария Трегубова, уже дважды лауреат «Золотой маски», номинирована и в этом году. Не единственная ученица Дмитрия Крымова на этой выставке. Другие притащили клавесин из студенческого спектакля «Дидона и Эней», развешивают эскизы Этель Иошпы к «Волшебной флейте». У «крымовцев» узнаваемый почерк. И это не единственная молодежь на ежегодной выставке театральных художников. Инна Мирзоян курирует проект много лет, замечает - с каждым годом он моложе.

«Когда-то совсем другой был формат, камерный – в Доме актера, и был жесткий отбор – человек 30 попадало на выставку, сейчас 90», – рассказывает Ирина Мирзоян.

Громкие спектакли сезона 2010-2011 годов – ленкомовский «Пер Гюнт», «Буденброкки» Миндаугаса Карбаускиса. Макеты и эскизы здесь. Алексей Кондратьев – ученик Олега Шейнциса, художник-постановщик «Пер Гюнта» сам разворачивает макет, устанавливает свет. Наталье Войновой посчастливилось работать на «Буденброкках». В ржавую декорацию Сергея Бархина она ввела строго одетое семейство.

«По костюмам они все у меня деловые партнеры, в сюртуках и цилиндрах, и женщины тоже, – говорит Наталья Войнова. – Из-за того что они в униформе, нужно было как-то оживить зрелище, и поэтому они все в разных фактурах: и бархат, и парча, и шелк».

Николай Симонов представляет сразу два спектакля: «Тартюф» с Малой Бронной, и мхатовский – «Мастер и Маргарита». Эскизы сделаны специально – к выставке. С целью точнее передать образ спектакля, а вот технологические тонкости без пояснений автора не разобрать.

«В этой картине показано, как движется вагон, сбоку, как меняется высота потолков, здесь показано как дверь работает, – говорит Николай Симонов. – С помощью видеопроекции, здесь показано, как изменяется пространство».

Эскизы и макеты – только намек на идею спектакля, за настоящими впечатлениями идите в театр, твердят художники. Но сами лабораторный этот жанр – крохотные стульчики, миниатюрные актеры – любят. А те, кто любят его больше большой сцены, идут в художники кукольного театра. С виду вроде макет – на самом деле спектакль целиком - со сценой, всеми декорациями и всеми актерами – изобретательный «Снеговик» команды из Театра кукол имени Образцова.

«Вот так у нас появляется крупный план, он под музыку, под игру на аккордеоне появляется снеговик, – рассказывает художница Евгения Шахотько. – Он начинает мечтать о семейной жизни, о том, как можно жить в доме, иметь семью».

Очарование кукольных домиков и точность пространственных решений - на выставке «Итоги сезона» в Малом Манеже эта закулисная работа театральной мысли доступна и широкой публике.