25.04.2005 | 18:38

Памяти Николая Мясковского

Не нужно никаких "словесных и звуковых выкрутасов, чтобы психологическое отношение художника к войне стало ясным". Так считал русский композитор Николай Мясковский. На его счету 27 симфоний и 5 Сталинских премий. Его сочинения высоко ценил Прокофьев, а учениками были такие известные композиторы, как Хачатурян, Кабалевский и Шебалин. Но после войны его музыка не была в фаворе. О жизни и творчестве Николая Мясковского решили вспомнить на Фестивале Московской консерватории, который посвящен юбилею Победы. Рассказывают "Новости культуры".

Здесь учились и преподавали многие знаменитые музыканты. И теперь музей консерватории украшают их портреты, но только двое удостоились особой чести – их именами названы учебные классы: 9-ый –Танеева, 35 - Мясковского.

Михаил Сегельман, музыковед: "Он был выдающимся учителем, лучшим учителем по композиции в советское время. Не нужно никаких особых поводов, чтобы в консерватории вспоминать о Мясковском и исполнять его музыку".

Марина Воинова, композитор: "Мы все внуки Мясковского, я училась у педагога, который знал его".

Если симфонии Мясковского еще встречаются в программах больших концертов, то его камерную музыку исполняют непростительно редко. А ведь вокальные циклы композитора, по мнению знатоков, могут служить ключом ко всему его творчеству. Интересно послушать, как темы симфоний преломляются в сонатах, и оценить смелость композитора, который не жаловался на гонения, не писал покаянных писем в печально знаменитом 48-ом году, и продолжал идти в музыке своим путем.

Михаил Сегельман, музыковед: "Мир Мясковского очень сложный мир, в котором нетипично для русской музыки сочетается эмоциональное и логическое, ум и сердце, эмоция и расчет. И его музыка открывается все больше и больше при каждом прикосновении к ней".

Некоторые из произведений концерта были написаны в эвакуации или через несколько лет после победы. И в них Мясковский раскрыл свое отношение к войне предельно просто, без "словесных и звуковых выкрутасов", каковые полагал совершенно неуместными в этой теме.