29.04.2005 | 18:58

Елена Китаева - автор электромеханического балета

В галерее "АРТСтрелка projects" показывают "Электромеханический балет" Елены Китаевой. Выставка открывается 30 апреля.

Елена Китаева - один из самых известных российских дизайнеров, лауреат премии "ТЭФИ", призер итальянского конкурса на оформление телеэфира, член Академии Российского телевидения. Но при этом Елена Китаева еще и художник, прославившийся в 90-ые годы своими проектами "Новая колода", "Девушка и смерть", и, особенно, совместным проектом с Леонидом Парфеновым "Новые деньги".

В искусстве, как и в дизайне, для Китаевой чрезвычайно важна чистота формы. "Я исповедую формализм в чистом виде. Для меня главное форма, а не содержание. Потому что некие смыслы, тезисы, которые ты хочешь донести, формируются где-то глубоко, на подсознательном уровне. Нет нужды их проговаривать. Они просто не словообликаемы". Это высказывание Елены Китаевой чрезвычайно близко словам Фернана Леже "Ошибкой в живописи является сюжет. Ошибка кино - сценарий". И это не случайно. Из всех художественных направлений Китаева больше всего любит футуризм - Джиакомо Балла, Умберто Боччиони и, особенно, Фортунато Деперро и Оскара Шлеммера.

Футуристы с их любовью к движению, скрежету металла, неодушевленным механическим предметам, вдохновили Китаеву на создание нового проекта - "Электромеханический балет". В двух экспозиционных залах, сами по себе и для себя, крутятся огромные черные и белые двухметровые деревянные балерины. Их вращают моторы со страшным скрежещущим звуком, и это сразу отсылает зрителя к экспериментальным фильмом Фернана Леже "Ballet mecanique" (1924 г.) и Марселя Дюшана "Анемик синема" (1925 г.), что особенно заметно в предпроектном эскизе выставки - оживленных анимацией геометрических фигурах.

Стильный по цвету и форме, жесткий по дизайну и звуковому сопровождению проект Китаевой отличается от всего того, что происходит сегодня в российском современном искусстве.