04.05.2005 | 19:54

Звонильная неделя в Москве. 4 мая 2005 года

Светлая седмица без благовеста – как Рождество без зимы! А потому неотъемлемая часть программы Пасхального Фестиваля – конечно колокольные звоны. О том, что значит в нашей культуре глас колокола, говорит хотя бы тот факт, что нигде в Европе нет столь многочисленных изображений звона в музыке, как у нас, имеющих целый ряд опер и пьес с воспроизведением звона. При этом – еще один культурный феномен – колокол никак не приживется в качестве самостоятельного светского музыкального инструмента. В России до сих пор его звук ассоциируется с голосом Бога, "зовущего издалека и посылающего равномерный привет и дворцу и лачуге", по выражению Паоло Мантегацци. Как благовестят в Первопрестольной на Звонильной неделе Пасхального фестиваля выясняла корреспондент "Новостей культуры".

Первые колокола, по преданию, приобрели знакомую всем нам форму давно – итальянскому епископу Павлину как-то приснилась божественная музыка, которую играли ангелы в цветах-колокольчиках. Храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках – в 30-е годы все колокола этого храма были переплавлены на украшения ленинской библиотеки и станции метро "Площадь Революции". Сейчас в храме новые колокола, ну а звоны воспринимаются горожанами как чудо – прохожие останавливаются и даже не всегда знают, почему.

Больше всего желающих самим позвонить мы обнаружили на колокольне храма святых апостола Петра и Павла у Яузских ворот. Пробовали все – и стар, и млад – у всех на лицах улыбки – вот уж действительно соборность. А вот в храме всех Святых на Кулишках совсем мало звонили, но люди все равно пришли послушать.

Так и получается, что колокольный звон – самое демократичное искусство. В храм на этой неделе приходят многие – чтобы услышать и самим создать непривычную для уха гармонию. Профессионализм здесь не имеет никакого значения, потому что, как говорят звонари, - человек не руками должен играть, а сердцем.