11.05.2005 | 13:47

Музыкально-драматическая композиция "Онегин"

"Музыка Чайковского гениальна, но она написана не к пушкинскому "Онегину", - так считал Сергей Прокофьев. Еще 17 летним студентом он мечтал по-своему озвучить знаменитый роман и в 1936-ом осуществил свой замысел. К 100-летию со дня смерти поэта Прокофьев создал музыкально-драматическую композицию для чтецов и симфонического оркестра. Предназначалась она для Камерного театра, но так и не была исполнена. Собственную редакцию этого произведения представил в Москве немецкий дирижер Герд Альбрехт при участии Большого симфонического оркестра и артистов московских театров. Рассказывают "Новости культуры".

Партитура прокофьевского "Онегина" попала в руки маэстро в конце 80-х.

Герд Альбрехт, дирижер (Германия): "Я был потрясен – Прокофьев и Пушкин! Великолепная поэзия и великолепная музыка, о которой практически никто не знает. Только у Прокофьева кроме героев был еще голос от автора. Я его убрал, он не вписывается ни в музыкальную, ни в поэтическую канву. Надеюсь, Прокофьев, будь он жив, согласился бы со мной".

Александр Бобровский, исполнитель роли Онегина: "Здесь очень интересный получился синтез стихов Пушкина и музыки Прокофьева, потому что музыка настолько плотная, что такие же плотные стихи Пушкина очень хорошо сочетаются".

Ленский у могилы Дмитрия Ларина, потом встреча Онегина и Татьяны, ее знаменитое письмо, отповедь Онегина, дуэль, бал в Петербурге и, наконец, последняя встреча героев. Фрагменты романа чередуются с музыкальными сценами, совпадая в основных интонациях. Прокофьев ставил своей целью держаться как можно ближе к поэтическому оригиналу. Он очень точен в психологических портретах героев романа, не упускает малейших нюансов в воссоздании духа времени.

Мировая премьера этой редакции с большим успехом прошла в Вене. Но признание зрителя, который прекрасно знает строки Пушкина и музыкальные образы Чайковского, гораздо важнее.