12.05.2005 | 00:00

30 лет голландского видеоарта

В Государственном Центре современного искусства открывается уникальная по своему составу передвижная выставка "30 лет голландского видеоарта".

В 2003 году исполнилось двадцать пять лет Нидерландскому Институт Медиа-искусств в Монтевидео "Montevideo/Time Based Arts", а самой ранней работе в коллекции уже тридцать. Круглая дата - это хороший повод для показа ретроспективы. Отсюда и название выставки.

Ее экспозиция составлена из произведений коллекции нидерландского института, демонстрирующих развитие голландского видеоарта за последние три десятилетия XX века. Впервые выставка была показана в Амстердаме в феврале 2003 года и имела большой успех. В России она прошла в городах, где работают институции современного искусства, пропагандирующие медиаарт (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск и Санкт-Петербург), превращая каждый показ в крупнейшее художественное событие.

Проект представляет около сорока работ как известных видеоартистов (Марина Абрамович, Петер Богерс, Нан Хувер, Берт Шутер и другие), так и молодых видеохудожников, успевших заявить о себе на международной арт-сцене.

Выставочная программа включает в себя четыре больших видео-инсталляции и компьютерный комплекс video-jukebox ("видео-автомат", по аналогии с "музыкальными автоматами") для интерактивного показа коллекции, открывая возможность аудитории самой выбирать работы для просмотра из большого видеоархива.
Нидерландское видеоискусство отличает интеллектуальный юмор и демократия образов, оно пронизано иронией и универсально в своей
визуальной культуре.

В настоящее время видеоискусство приобретает характер особого художественного мировоззрения, который предлагает новую картину мира, созданную посредством новейших технологий, вводящую особую систему выразительных образов. Таким образом, видеоартист пытается найти свое место в окружающей художественной реальности, включающей изобразительное искусство, архитектуру и кинематограф.

Его позицию можно выразить аллегорическим призывом-напутствием Марины Абрамович: "Искусство должно быть красивым, художники должны быть красивыми" ("Art must be beautiful, artists must be beautiful"), который остается актуальным не только в границах мироощущения художника, но и выходит за рамки конкретного произведения, действуя на общественном уровне и вторгаясь в массовое сознание.

Самореализация художника, пытающегося найти наиболее адекватный выход собственному мировоззрению через видеотехнологии, привносит особый колорит и двойное значение изображению. И именно здесь актуальным является момент культурного и идеологического обмена между различными национальными и социальными аспектами не только в визуальном формате, но и в историческом культурном контексте.