16.02.2012 | 10:30

Непарадный портрет семьи художников

Портрет семьи художников. Надежда Удальцова и Александр Древин – пара русских авангардистов, известная не меньше, чем Ларионов и Гончарова, Веснин и Попова, Розанова и Крученых. Свидетельство напряженного диалога в искусстве и жизни, трагической судьбы и большой любви – взаимные портреты Удальцовой и Древина – собраны для выставки «Портрет семьи» на «Винзаводе». Рассказывают «Новости культуры».

«Вдвоем, и с искусством», «одна идея – одно искание», – писала Надежда Удальцова в свой дневник о союзе с Александром Древиным. Близкие люди, истовые художники – и в подробностях семейной жизни они находили повод для живописи.

«Маленький ребенок, бытовые движения…..вот они смотрят друг на друга», – говорит куратор выставки Марина Лошак.

Несмотря на сентиментальную, вроде бы, тему, семейная живопись Удальцовой и Древина – напряженная, насыщенная, ни одной улыбки, писано в 30-е – темные времена, канун трагедии.

«Это последний портрет семьи, последний раз она собралась вместе, – рассказывает искусствовед Андрей Сарабьянов. – Он стоит как тень какая-то, уже предчувствует, что с ним скоро произойдет».

Александр Древин написал этот портрет: сам в дверном проеме, за столом жена и сын, в 38-м. В том же году его арестовали и расстреляли. Но Надежда Удальцова ждала его еще долго. При обыске спасла работы мужа, выдав за свои. А ведь изначально такие разные: к моменту встречи с Древиным – у Удальцовой за плечами парижская школа, признанный член круга кубофутуристов.

«Мы видим здесь Татлина, Хлебникова, самого Кульбина, Василия Каменского, вот сама Удальцова сидит в первом ряду, Маяковский», – говорит Марина Лошак.

Работа Веры Пестель точно отражает место Удальцовой в 20-е: на переднем плане русского авангарда. Но в постоянном диалоге с Древиным ее живопись становится все более фигуративной – все более о природе, семье и почве. К 30-м они писали так похоже, что не только НКВД способны были запутать, но и искусствоведов.

«Это то, что мы называем русским экспрессионизмом, характерный момент древинской манеры, каждый мазок, каждое движение кисти силой, энергии, главным моментом картины», – говорит Андрей Сарабьянов.

Они умели сосредоточенно смотреть на себя самих, писали друг друга и собственного сына – будущего скульптора Андрея Древина.

«Здесь все сказано – тремя-четырьмя мазками, масса, выложена почти пальцем», – говорит скульптор Георгий Франгулян.

Героя этого портрета Георгий Франгулян знал лично, годы спустя после детства, но говорит, Древин-старший писал суть, а она остается неизменной. Потомок авангардистов Древин-младший – автор памятника Крылову на Патриарших прудах – преподавал скульптуру в Суриковском институте. Непарадный портрет этой семьи – страница в истории русской живописи, на которой и о любви, и об искусстве сказано так просто, и так выразительно.