13.05.2005 | 15:44

Тайны мастерства чеканщиков из Улан-Удэ

Бурятская традиция чеканки резко отличается от кавказской или русской. Чеканщики, сохраняя бурятскую специфику, соотносят дыхание давних традиций с ритмом сегодняшнего дня, добавляя при этом авторские мотивы. Так рождаются неповторимые вещи, а традиционное национальное искусство оживает и развивается.
В тайнах мастерства чеканщиков из Улан-Удэ пытался разобраться корреспондент "Новостей культуры".


"... Железные их вещи с серебряною насечкою славны по всей России под именем братской работы". Это – из справочника конца восемнадцатого века. Но традиция художественной обработки металлов существовала в Бурятии и раньше. В эпических сказаниях народа больше всего эпитетов, связанных с металлами: "серебряные холмы", "бронзовые горы". Люди, работавшие с металлами, всегда пользовались в Бурятии особым уважением. Кузнецы, как и шаманы, разделялись на "белых" и "черных", в зависимости от покровительства западных или восточных небесных сил.

Художник-оружейник Бато Мэрдыгеев продолжает старинные традиции "братской" чеканки. На вопрос: "Сколько лет вам было, когда вы сделали свой первый нож?" - ему теперь трудно ответить...

Бато Мэрдыгеев, художник-оружейник: "Ну-у... (смеется). Не помню. Ну, лет десять, может быть. Может, еще меньше".

Главная особенность бурятской чеканки - ее объем. То, что мастерам удается сделать из тонкой серебряной пластины - почти скульптура. Вместо привычных в искусстве других народов орнаментов на рукоятках бурятских ножей - многофигурные композиции. Здесь - подвиги Гэсэра, героя национального эпоса...

Бато Мэрдыгеев, художник-оружейник: "Здесь он идет на битву, здесь с драконом бьется".

У каждого изображения - свое символическое значение. Наиболее древний символ - круг, солнце: повторенный в основании бурятской юрты и форме старинной посуды. Предметы, украшенные кругами, в древности служили талисманами. Более поздние символы связаны с проникновением буддизма в Бурятию. О том, насколько остры клинки бурятских ножей, мастера не любят долго рассказывать. Предпочитают показывать.

Народный мастер Антон Танганов сначала занимался ювелирным делом, потом увлекся изготовлением ножей с серебряной и латунной чеканкой. Созданные им ножи "Ульгэр" и "Долгин" стали гордостью современного прикладного искусства Бурятии, попали на подарочные открытки. Сейчас Антон Танганов работает над серебряными деталями переплета книги.

Обучение мастерству чеканщика начинается с правильной постановки рук. Когда руки не устают, тогда и узор получается точным. Большинство инструментов мастера изготавливают для своих рук - своими руками.

Молоток и чекан - вот два инструмента, которыми пользуется бурятский мастер. Лучшие образцы этого искусства сегодня, как и сто лет назад, по-прежнему изготавливаются только вручную.

Над одним произведением мастер может работать полгода. Прежде, чем отдать его на продажу, придумывает название. У ножей имена обычно короткие: "Байкал", "Лотос", "Волна". Часто название дается на бурятском языке. Опыт показал: на престижных международных выставках этот язык хорошо понимают.