16.02.2012 | 11:06

Реставрация одного из старейших театров страны продолжается

Реконструкция одного из старейших театров страны, Большого Драматического имени Товстоногова в Петербурге, близится к завершению. Здание было построено в позапрошлом веке и перестраивалось после пожара в начале ХХ столетия. Напомним, что БДТ был закрыт на реконструкцию с середины 2010-го. Окончание работ намечено на декабрь этого года, но уже через несколько месяцев артисты смогут вернуться в театр и начать репетиции. Рассказывают «Новости культуры».

Реставрация театра началась... с потолка. Знаменитая гримерка номер 9. Среди ярких имен – серые длинные трещины. Артисты волнуются: смогут ли мастера сохранить этот свод? Первым здесь расписался Сергей Юрский. Потом – Олег Басилашвили. Постепенно цветные автографы заполнили все пространство. Шварц, Райкин, Шагал... И даже, говорят, маршалу Жукову пришлось встать на табуретку, чтобы оставить здесь свои инициалы.

Коридоры БДТ сейчас трудно узнать. Красная кирпичная кладка – конец XIX века. Постороннему здесь легко заблудиться, ориентир – редкие надписи. К примеру, вот эта. Именная табличка. Почти 20 лет Кирилл Лавров возглавлял Большой драматический. При жизни он часто повторял: «театру нужен ремонт, как можно скорее».

«Здание находилось в весьма тяжелом состоянии, – говорит заместитель директора по реконструкции и реставрации Виктор Петришин. – Оно было построено в 1876-77 гг., и с тех пор никаких серьезных работ по ремонту, реконструкции, реставрации не проводилось».

Еще несколько лет назад специалисты били тревогу: здание театра накренилось, важно было укрепить фундамент, и это сделали первым делом. Театр поставили на так называемую «табуретку» – железобетонную платформу на 20-метровых сваях. И только после этого взялись за интерьеры. К слову, реставрация преподнесла немало сюрпризов. Выяснилось, стены в этом зале изначально не были бежевыми – исторический цвет темно-синий. Чтобы доказать это, пришлось снять семь слоев краски! Так же внимательно работают с паркетом и каменной кладкой.

Полы в театре будут воссозданы в историческом виде. К примеру, вот эта плитка XIX века, на оборотной стороне номер - 31. После реставрации ее уложат на то место, где соответствующая надпись - 31.

А это – редкая возможность заглянуть в зрительный зал. Паутина строительных лесов. С потолка сняли люстру, балконы бережно укрыты тканью. Мастера приступают к самому важному этапу - реконструкции сцены - строго по инструкциям.

«Вся конфигурация зала, во-первых, это предмет охраны, все остается в том первозданном виде, в котором было, рассказывает руководитель проекта реставрации Илья Антоненко. –Мы проведем работы, связанные с усилением несущих конструкций, но каких-то зрительных изменений никто не заметит».

Заметят только другую живопись. Серп и молот над сценой в свое время явно нанесли поверх исторического орнамента. Какого, только предстоит узнать. Впрочем, загадок в этом театральном пространстве, без сомнения, еще немало.