14.05.2005 | 15:35

Спектакль "Тень" в постановке Петербургского театра Комедии

Спектакль "Тень", поставленный Николаем Акимовым по пьесе Шварца в 1940-м году, положил начало новому сценическому жанру – "сказка для взрослых". Та постановка стала знаковой не только в жизни и творчестве самого режиссера. Для Санкт-Петербургского театра Комедии она – то же, что "Чайка" для МХТ или "Турандот" для вахтанговцев. Претерпевший несколько сценических редакций, спектакль не так давно вновь вернулся в репертуар. В декорациях Эмиля Капелюша и в режиссуре Татьяны Казаковой. Спектакль "Тень", посвященный Николаю Акимову, открыл московские гастроли театра. Рассказывают "Новости культуры".

Осуществить новую, четвертую по счету постановку спектакля в одном театре, не придерживаясь равнения на легенду, – поступок. Отважный по нескольким причинам. Есть постоянные зрители, которые застали – пусть не первую, акимовскую, редакцию – но вторую, 60-го года, точно. И есть актеры, которым довелось играть и во второй, и, тем более, в третьей постановке. В 84-м Юрий Аксенов, тогда главный режиссер театра Комедии, снова ввел спектакль в репертуар. В мизансценах и даже в костюмах Акимова. Татьяна Казакова, прежде чем вернуть два года на сцену "Тень", решила посоветоваться со "стариками".

Татьяна Казакова, режиссер-постановщик спектакля: "Откровенно говоря, их реакция меня поразила, потому что только два человека сказали: "конечно, по старому". Все остальные, не задумываясь, сказали: "по-новому".

По-новому – это когда Тень в исполнении Сергея Русскина материальна, а растущий от сцены к сцене живот пухнет, набираясь власти. По- новому, это когда развивающийся неспешно в первом действии спектакль вдруг начинает скакать галопом. Это Светин в роли Министра финансов, вызывающий гомерический хохот в зале. И новый спектакль, который впервые видят не только в Питере. "Театру, который достиг совершенства, уже ничто не может помочь", – сказал в свое время Николай Акимов. Это – не про театр Комедии.