17.05.2005 | 09:00

На "Карте мира". 16 мая 2005 года

Битва титанов для Каннского киносмотра – в порядке вещей. В понедельник в борьбу за заветную Пальмовую ветвь вступили Каннские долгожители. Дэвид Кроненберг на главную кинематографическую награду претендовал уже дважды: с фильмами "Паук" и "Автокатастрофа". За последний он был удостоен специального приза жюри. А в 99-м – сам возглавил жюри Каннского фестиваля. Ларс Фон Триер принимает участие в конкурсе Канн уже в седьмой раз. Среди многочисленных каннских наград автора манифеста "Догма" есть и главный приз за "Танцующую в темноте".

В этом году канадец Дэвид Кроненберг привез в Канны "Историю насилия" - по его собственному признанию, сюжет типично американский, в духе хичкоковских триллеров. Добропорядочный владелец провинциального кафе Том спасает посетителей от вооруженных бандитов и становится героем родного города. Главарь банды Карл Фогарти уверен, что узнал в нем бывшего напарника.
Главные роли исполнили Вигго Мортинсен, Мария Белло, Эд Харрис, Уильям Херт – по мнению Кроненберга, актеры высочайшего уровня.
Детективный сюжет и блестящий актерский состав для "Истории насилия" - залог будущего зрительского успеха.

Дэвид Кроненберг, режиссер: "Фильм в определенном смысле относится к кинематографическому мэйнстриму. Правда, здесь есть и очень интересные "подводные течения", любопытный подтекст".

В фильме другого каннского соискателя Ларса Фон Триера подтекста предостаточно. Его новая работа "Мандерлэй" - продолжение легендарного "Догвилля" - это рассуждение на тему допустимости миссионерства. Покинув Догвилль, Грэйс оказывается на плантации "Мандерлэй", где, казалось, и не слышали об отмене рабства. Грэйс считает своим долгом освободить рабов, которые, впрочем, и не стремятся к свободе.

Ларс Фон Триер, режиссер: "Отец всегда учил меня, что миссионерство в религиозном смысле – это низко. Люди имеют право верить во что хотят. Это относится и к американцам, которые навязывают миру свое понимание демократии".

Стоит напомнить, что в 2003-м году триеровский "Догвилль" так и остался без награды. "Золотую пальмовую ветвь" получил Гас Ван Сент за фильм "Слон". Кстати, именно Ван Сента сейчас многие критики считают фаворитом фестиваля.

И чем отчетливее в "Мандерлэе" политические параллели, тем меньше шансов на победу. В этом году в Каннах решили абстрагироваться от политики.