17.02.2012 | 10:30

Оператор Сергей Медынский отмечает 90-летие

Оператор Сергей Медынский, классик кинодокументалистики, сегодня отмечает 90-летний юбилей. Именно глазами Медынского страна увидела нефтяников Каспия, жителей южной Индии, Чукотки, Якутии. Он много путешествовал, снимал рыбаков, оленеводов, строителей БАМа, генсека Брежнева. Медынский стал первым оператором, который еще в далеком 60-м, вместе с Карменом и Мамедовым, был удостоен звания лауреата Ленинской премии. Он снял восемь фильмов, и все они вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Рассказывают «Новости культуры».

В шторм, в бурю, при минусовой температуре или в самое пекло – этот человек точно знает: оператор должен быть готов к съемке всегда.

До такой трудной и увлекательной жизни Сергей Медынский дошел сам, своими ногами в кирзовых сапогах, выданных старшиной Милешкиным – это случилось зимой в шесть вечера после войны. Во ВГИК, несмотря на середину учебного года, приняли сразу. Дипломная работа у студента Сергея Медынского была необычного содержания – киноочерк «Как не любить ихтиологию?».

Но еще до того, как он с успехом защитил свой диплом, операторское мастерство Сергея Медынского помогло многим увидеть этот мир по-другому.

«И он говорит – ты не так снимаешь, не так ставишь свет, я сейчас тебе расскажу – это во время экзаменационной съемки в павильоне, – вспоминает кинооператор Вадим Юсов. – Это не разрешалось, это было противоправно, но в дальнейшем я понял, что это был Сергей Евгеньевич Медынский, который тогда был на последнем курсе обучения в институте».

Первой большой работой Сергея Медынского в кинодокументалистике стала лента про нефтяников Каспия – в 52 году туда отправили большую экспедицию и съемочные группы. Тогда снимать строительство нефтяных вышек доверили мэтру Роману Кармену – тот в качестве ассистента выбрал Медынского – и не прогадал. Получилась картина не о нефти – о людях.

Это Медынский делал такую безупречную панораму с воздуха, ловил динамику в кадре, и самое главное – внимательно смотрел на детали. Так, например, во время визита Леонида Ильича Брежнева в Индию «удостоился» чести выбросить его окурок – сам Брежнев попросил – тогда Медынский и подметил его заграничную рубашку и ботинки – и понял, что между лозунгами и жизнью в Советском союзе есть противоречия. Эти противоречия и образы часто попадали в кадры, которые не попадали на экран.

«В тундре увидел мальчика – шапка с помпоном, вокруг строительство идет и понятно, что он приехал сюда с родителями, они зарабатывают деньги, а на веревочке, как думаете, что он тянет? Пустую бутылку! – рассказывает Сергей Медынский. – Это же целый фильм можно снять!»

Самое трудное – увидеть в простом что-то значительное. Сергей Медынский это умеет делать как никто другой. И учит этому искусству всех, даже тех, кто сам уже давно – классик.

«Это умение находится на съемочной площадке и как бы не занимать эту съемочную площадку своим присутствием и своей молчаливостью, способностью выполнять свою работу, – говорит Вадим Юсов. – Я учился у него бесспортно».

Сергей Медынский – автор множества книг по операторскому искусству, не одно поколение уже по этим книгам училось и будет учиться. Но конечно, живого общения книги не заменят. Ведь это только Медынский так умеет рассказывать операторские байки – о путешествиях на Чукотку, о стройках БАМа и Зеленограда, об охотниках и рыболовах, режиссерах и операторах, генсеках и рабочих – всех тех, кто попадал к нему кадр или – в его удивительно богатую память,

«Самый, пожалуй, дорогой план для меня, да, самые дорогие планы для меня – неснятые», – говорит Медынский.