17.02.2012 | 11:03

В Театре Российской Армии торжественно отметили юбилей фильма "Офицеры"

40 лет назад на экраны вышел фильм, ставший одним из самых любимых и популярных в Советском Союзе. «Офицеры» от режиссера Владимира Рогового. Он проработал в кино почти 20 лет – директором фильма, вторым режиссером, прежде чем взялся за самостоятельную постановку. Сценарий по пьесе Бориса Васильева и прекрасный актерский ансамбль обеспечили успех. В Театре Российской Армии торжественно отметили юбилей картины. Рассказывают «Новости культуры».

На юбилее «Офицеров» – офицеры, ветераны, кадеты, курсанты. Три военных поколения на экране, целые военные династии в зале. Эти 96 черно-белых минут для многих больше чем просто фильм – жизнь, которую выбрали. Слова, о том, что «есть такая профессия – Родину защищать», повторит, кажется, весь тысячный зал.

Место, где все начинается и продолжается. Если присмотреться – в самом начале фильма – львы с клыками. В финале – львы вроде те же, но уже без зубов. Задумка режиссера или нет, это до сих пор загадка. Над фильмом работали вообще все, над каждым кадром бились – у режиссера Владимира Рогового это был дебют в большом кино.

«В Ашхабаде, когда снимали, бежали проявлять и вечером собирались после съемки и выбирали дубли и так спорили, этот дубль, нет, этот», – вспоминает народная артистка РСФСР Алина Покровская.

Съемки по всему Советскому Союзу. В подмосковной Рузе снимали сцену китайской переправы. В Твери – финальное шествие танковой колонны. В Севастополе – вот эти, одни из самых трогательных кадров. Через 40 лет Василий Лановой Алине Покровской подарит, конечно, тоже – полевые цветы, но любимыми каждый из них назовет совсем другие кадры.

«Меня так тянет к драматическим моментам, таким, как смерть сына в вагоне», – говорит Алина Покровская.

Любимая сцена Василия Ланового – «встреча с Алиной у самолета, потому что актерски хорошо сыграл».

Юматова и Ланового обожали, вместе с ними хотели Родину защищать. За один только год фильм посмотрело больше 50 миллионов. В них влюблено полстраны, советские женщины мечтали оказаться на месте Покровской. Мужчины в ней видели идеал офицерской жены – безропотной, верящей, прощающей все, как в сцене, когда вдруг увидела раны. На спине у Юматова, они, и правда настоящие.

«Когда мы с ним начали работать, это было начало хорошей мужской дружбы, – рассказывает Лановой. – И потом мы когда снимались, друг друга тащили в картины, очевидно вот эти военные зерна, которые и у него и у меня остались, они были элементом той самой дружбы, которая до конца дней сохранилась».

На войну Георгий Юматов ушел из морской школы, когда снимали «Офицеров» в эту же школу вернулся – настоял, один из эпизодов снять именно там.

«За 75 лет нашей школы здание перестраивалось три раза, но одно место в школе осталось мемориальным – это наша мраморная лестница, которую драит Ваня Трофимов», – рассказывает руководитель музея Московской Объединенной Школы ВМФ гимназии №1518 Нинель Филиппова.

Актер, который сыграл представителя третьего поколения военных Трофимовых, на юбилей приехать не смог – в командировке, и он уже давно не актер – дипломат. А командный голос перед залом вырабатывал суворовец Зиганшин.

Мужская дружба, перед которой и время и даже войны бессильны, честь, преданность, долг. Фильму, построенному на идеалах – почему-то сразу поверили. Знаменитую песню те, кто в зале привыкли слушать только стоя. Суворовец Зиганшин репетировал долго, фильм смотрел четыре раза, но когда петь пришлось словно с экрана сошедшим генерал-полковникам – все-таки разволновался: ноту взял не сразу.

Читайте также: 

40 лет назад на экраны страны вышел фильм "Офицеры"