17.02.2012 | 19:31

Вспоминая Леонида Якобсона...

Леонид Якобсон – уникальная фигура в истории русской хореографии. Неистощимая фантазия, талант импровизации, сознательный уход от клише и стереотипов позволили ему создать уникальный пластический язык. Петербургский театр балета его имени пригласил публику на вечер хореографических миниатюр, созданных знаменитым балетмейстером. Вспоминая мастера, молодые артисты первым показали признанный шедевр Якобсона – цикл, навеянный искусством Родена.  Рассказывают «Новости культуры».

Одноактный балет «Роден» сегодня стал визитной карточкой театра, который вот уже 40 лет носит имя знаменитого балетмейстера. В 1970 году, когда Леонид Якобсон создал труппу «Хореографические миниатюры», его ученица Валентина Климова бросила Академический театр в Перми, где исполняла ведущие партии.

«Он нас, современно выражаясь, зацепил. Мы пошли за ним, мы ему поверили, потому что мы все заканчивали училища хореографические. Мы все академическую классику танцевали, и вдруг вот эти новые пласты для нас открывались, пластика человеческого тела», – вспоминает педагог-репетитор Театра балета имени Якобсона, заслуженная артистка РСФСР Валентина Климова.

За свои эксперименты хореограф подвергался настоящей травле. Коллеги Якобсона знали, что смотреть его постановки нужно на художественном совете, потому что к зрителю балет могут и не пустить. Дело мастера сегодня продолжают его ученики. Они восстанавливают работы Якобсона и воспитывают на его хореографии уже пятое поколение танцовщиков.

«Именно почувствовать характер персонажа, потому что у Якобсона все на характере строится, в основном. Каждый пластику делает по-своему, а именно характер нужно почувствовать очень тонко», – подчеркивает танцовщик Александр Пятовский.

Педагоги-репетиторы замечают: у молодых танцовщиков есть отличные данные и прекрасная физическая подготовка, однако не хватает одухотворенности жеста. Зацепить, заразить магией пластики тех, кто только начинает свой сценический путь, пытаются и первые ученики Якобсона, как когда-то это делал их великий мастер.

«У него язык особенный. Его нужно смотреть, его надо Лепить. Это гениально. Это видно по тому, как продаются билеты», – отмечает художественный руководитель Театра балета имени Якобсона Андриан Фадеев.

И сегодня этот коллектив остается лабораторией смелых хореографических экспериментов. Небольшая труппа, артисты не делятся на солистов и кордебалет. В репертуаре наследие Якобсона сочетается с шедеврами классического балета и постановками современных хореографов. Это  еще одна традиция театра Якобсона – давать шанс молодым балетмейстерам.