09.06.2005 | 20:13

Новейшие разработки венгерского искусства

Медиаискусство жанр не только модный, но и угрожающий. Есть мнение, что широко представленные видео и киноинсталляции способны привести к кризису музейную сферу – превратить элитарную институцию в эдакий художественный фаст-фуд. Но пока это блюдо экзотическое, в музеях весьма редко представленное. В рамках сезона культуры Венгрии в России представляют новейшие разработки венгерского искусства – произведения различных жанров, созданные за последние годы. "Активное изображение" в Центре современного искусства на Зоологической рассматривала корреспондент "Новостей культуры".

Сенсорный экран, на котором циклично повторяется несколько кинокадров. Если кто-то дотрагивается до экрана – последовательность изображений меняется. Набор из семи касаний в производном порядке создает совершенно новый проект - так видеохудожник Балаж Бети предлагает зрителю стать создателем своего фильма.

Или веб-проект Юлии Вечеи – с помощью Юли-графа каждый может не только создать свой рисунок на базовой композиции, посадив, допустим, виртуальную кошку на батарею, или, взвалив на плечи уже существующего персонажа кресло, но и сразу же получить из принтера картинку, под которой можно ставить свою подпись.

Или интерактивный комикс-бродилка по Будапешту – вместе с выбранным персонажем посетитель начинает свое путешествие по городу. Он может следовать основному маршруту, а может перепрыгнуть в другую историю и создать свой индивидуальный тур…

Сложная композиция всей выставки изменяет не только пространство зала, где все происходит, она предлагает зрителю реальное путешествие по виртуальной реальности.

Миклош Петернак, куратор выставки, директор Центра С3 (Венгрия): "За последние полтора десятилетия, прежде всего, в результате развития технологий произошли кардинальные изменения в нашем понимании изображения".

Интерактивные медиаинсталляции, видео и нет-арт-проекты – эта экспозиция не для того, чтобы удивить, но, прежде всего, показать, как изменилось человеческое мышление.

И все же, как расценивать медиаискусство: подспорье художнику, новый инструмент художественного выражения или основу для осуществления идей и фантазий?

Во всяком случае, венгерское "Активное изображение" убедительно доказывает, что медиатехнологии постепенно перестают быть "пишущей машинкой для безграмотных".