14.06.2005 | 19:43

Русский рисунок и акварель XVIII века – в музее имени Пушкина

Музей изобразительных искусств имени Пушкина представил сегодня русский рисунок и акварель XVIII века из своего собрания. Известно, что графика, особенно акварель, очень чувствительна к свету, поэтому подобные экспозиции считаются уникальными и открываются на очень короткий срок. О новой выставке на Волхонке – "Новости культуры".

Казалось бы, русский рисунок не должен ассоциироваться с Музеем изобразительных искусств имени Пушкина. Ведь здесь представлено зарубежное искусство. Тем не менее, графика попала сюда при закрытии Румянцевского Музея в 1924-ом году. Тогда здесь оказались наброски фейерверков и проекты иллюминаций XVIII столетия, а также россика - произведения зарубежных художников, работающих в России: Кваренги, Тома де Томона, Гампельна. И все-таки собрание было не полным до тех пор, пока в 1987-ом году Илья Зильберштейн не передал в созданный при его участии отдел личных коллекций рисунки Кипренского, Козлова, Александра Иванова, Федотова, акварели Брюллова.

Наталья Маркова, зав. отделом графики: "В этих акварелях такое чувство состояния акварели, свежести, световоздушной среды, которая опережает свое время. И у его современников, и более позднего времени такой остроты и свежести не встретим".

В старину акварели писались на более качественной бумаге, чем сейчас. Их хранили в семейных альбомах, они украшали стены дворянских усадеб.

Олег Антонов, куратор выставки: "Бумага XVIII- начала XIX века значительно лучше и качественней современной. Поскольку она на тряпичной основе и значительно прочнее".

Компьютерная графика все больше вытесняет рисунок. Путевые зарисовки заменил фотоаппарат. Так что мастерство карандашного рисунка уходит в прошлое. Полвека посвятила изучению графики хранитель и искусствовед Наталия Ивановна Александрова. Каталог - резоне русской графики XVIII - начала XIX века, который она готовила в течение нескольких лет, вышел уже без нее. Выставка посвящена ее памяти.