22.06.2005 | 14:38

24 гобелена из всемирно известного собрания – в Новом Манеже

В начале XVII века фламандские мастера купили красильню семьи Гобеленов в предместьях Парижа и превратили ее в шпалерную мастерскую. Через шестьдесят лет мастерская превратилась в Королевскую мануфактуру Гобеленов. С тех пор тканые картины и получили свое самое распространенное название. Правда, владелец частной галереи Боккара – Дидье Марьян – предпочитает для шпалер из своей коллекции менее известный термин "тапестри". 24 гобелена из этого всемирно известного собрания в течение недели можно будет увидеть в столичном Новом Манеже. Рассказывают "Новости культуры".

Что общего между меховой шкурой и гобеленом? Как шкуры в первобытные времена делали пещеры теплее и уютнее, так и гобелен изначально только согревал холодные залы средневекового замка. Функциональность гобелена быстро отошла на второй план. Он стал произведением искусства и превратился в предмет роскоши.

Александр Смелянский, куратор выставки: "Датируются первые шпалеры XIII-IV веком, расцвет их происходит в XV-XVI веках. Тогда же появились первые центры производства - Париж, Брюссель, Орас, Турне".

По привезенным в Москву двадцати четырем гобеленам можно изучать историю тканой живописи. Гобелен "Тысяча цветов" - начало XVI века. На нем изображено 38 видов растений, некоторые из них на планете уже не произрастают. Шпалера конца XVII века "Райский сад" выткана по эскизам Жана Пиллимента – любимого художника королевы Марии Антуанетты. "Азия" и "Африка" - два гобелена из всемирно известного комплекта "Четыре континента". Работа начала XVIII века. Есть в собрании галереи Боккара и гобелены, вытканные уже в наше время по картонам художников начала XX столетия. Например, Василия Кандинского. Владелец галереи Дидье Марьян говорит, что это первая персональная выставка Боккары в Москве.

Дидье Марьян, владелец галереи Боккара (Париж): "Я коллекционер, но в то же время я – антиквар. И как каждый галерист, я хочу, чтобы появлялись новые коллекционеры. Потому что мои работы не должны принадлежать только мне, как и искусство не может принадлежать коллекционеру. Эти шедевры должен видеть мир".

Через неделю все тканые картины сложат и аккуратно скатают в рулон - вариант паковки для кратковременного хранения – и отправят самолетом в Париж.