20.02.2012 | 19:37

"Лебединое озеро": 135 лет со дня премьеры

«Лебединому озеру» – 135 лет. Премьера балета Чайковского прошла в 1877 году на сцене Большого театра. Сегодня трудно поверить, но постановка тогда провалилась. И казалось, ничто не предвещало этому спектаклю блестящего будущего. Но спустя годы «Лебединое озеро» становится настоящим триумфатором и до сих пор сохраняет лидирующие позиции в балетных рейтингах. Он и сегодня в репертуаре Большого – в постановке Юрия Григоровича 2001 года. Рассказывают «Новости культуры».

Петр Чайковский взялся за партитуру к «Лебединому озеру» в 1875 году по заказу Большого театра. Обещали 800 рублей – огромные по тем временам деньги. А 35-летний композитор был стеснен в средствах. В ту эпоху балетная музыка не считалась делом достойным серьезного композитора. И Чайковский – к тому времени автор нескольких опер и симфонии – за балетную партитуру брался впервые. В отличие от коллег – серьезных композиторов – балет понимал и любил. Высоко ценил способности примы Большого театра Анны Собещанской. Увы, в премьере балета «Лебединое озеро» на музыку Чайковского 1877 года она не участвовала. Четырехактный спектакль, постановка Вацлава Резингера, потерпел провал. Критики разнесли в нем все … кроме музыки. Чайковский писал: «Когда музыка хороша, не все ли равно, танцует под нее Собещанская или не танцует».

«Это великая партитура, с которой началась новая история балета. Можно говорить, что была эпоха до Чайковского и после Чайковского», – говорит балетный и театральный критик Вадим Гаевский. 

Смерть 54-летнего Чайковского вызвала всплеск интереса к его творчеству. В Петербурге в 1894 году хореограф Лев Иванов взялся поставить второй акт – лебединый. Это он придумал «танец маленьких лебедей». В его постановке кордебалет стал играть важную роль.

Всего год спустя Мариус Петипа и Лев Иванов поставили уже все четыре акта в Мариинском театре, и эта постановка имела успех. Либретто переписали, обогатив конфликтом. В первоначальном сюжете дочь злого волшебника не танцевала. Петипа изобрел партию черного лебедя. Отныне белого и черного, Одетту и Одиллию, будет исполнять одна балерина.

В начале ХХ века Александр Горский ставит «Лебединое озеро» в Большом театре. Черно-белую постановку Петипа-Иванова он счел слишком петербургской. Роскошные декорации, яркие исторические костюмы, московский шик: у примы Кандауровой на голове огромный бант, у Рославлевой – корона и нарядные тюники.

В 1937 году постановку Горского редактирует Асаф Мессерер. В эпоху, когда «жить стало лучше, жить стало веселее», все должны остаться в живых. В 1969 году Юрий Григорович пытался вернуть трагический финал, но ему не позволили. «Лебединое» редактировали, как ни один другой балет. 

«Это судьба, как загадочная смерть Чайковского. Самый лучший и самый беззащитный балет», – заверяет балетный и театральный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств России Вадим Гаевский.

Одетта-Одиллия – эта партия определила не одну балетную карьеру. Для Марины Семеновой это был ее первый триумф. Гордая постановка головы и невероятный лебединый жест – рука касается головы. Одетта Галины Улановой – символ вечной женственности и благородства. У бравурной Натальи Дудинской лучше получалась Одиллия. Ее черный лебедь влетал на сцену, как порыв ветра. Майя Плисецкая – утонченная Одетта, властная Одиллия, и эти знаменитые руки-крылья, трепет полета. Рекордные 800 раз – в этой роли Плисецкую еще никто не перетанцевал. У Кристины Кретовой все еще впереди, она только начинает создавать своего лебедя. Вместе с принцем Артемом Овчаренко. Войдут ли их трактовки в историю балета, покажет время.