20.02.2012 | 19:40

История Богородской игрушки, или древние секреты резьбы по дереву

Сто лет назад богородские резчики выступили с ходатайством об устройстве артели и учебных мастерских в подмосковном селе Богородское. Через какое-то время артель заработала в полную силу. Впрочем, сам промысел намного старше. Его корни уходят на несколько веков назад. Вся история Богородской игрушки представлена на юбилейной выставке в Москве. Рассказывают «Новости культуры».

Ловкими и умелыми движениями Маснави Ахматзиаев вырезает очередную игрушку. В руках мастера обычный кусок липы превращается в произведение искусства. Техника резьбы Богородской игрушки не меняется уже несколько столетий.

«Я беру заготовку под размер, из бревна отпиливаю. Вот она отпилена, раскалывается, и фигурка топором сперва вырубается. Вот здесь еще следы топора есть. Потом  стамесками лишнее убираем, потом уже ножом, и в конце-концов уже должен появиться мальчик», – поясняет резчик по дереву.

По легенде, история Богородской игрушки началась с деревянной куклы, похожей на младенца. Крепостная крестьянка вырезала ее для своих детей, а отец семейства показал барину. С тех пор, по преданию, делать игрушки на продажу начали всем селом. Тогда же появился и уникальный богородский стиль.

«Традиционно Богородская игрушка считается белой, нераскрашенной. Фигурка человека выписывается обязательно в треугольную щепку. Если сверху посмотреть на эту фигурку, это обязательно будет треугольник», – рассказывает главный художник «Богородской фабрики художественной резьбы по дереву» Анна Муравьева.

Вырезали, в основном, из липы сценки крестьянского быта. Позже, уже в XVIII веке, игрушки стали цветными.

«Раскрашивают ее уже в Сергиевом посаде. Богородские мастера XVII века начинают плотно сотрудничать с Сергиевом посадом – центром ремесленничества Московской Руси. Туда игрушку ввозят, наглухо шкурят и раскрашивают. Раскрашивают травяными красками, добавляя яичный желток», – продолжает Анна Муравьева.

В начале двадцатого века, в 1913 году, богородские мастера объединяются в артель. В годы революции и Гражданской войны промысел удалось сохранить, но появились новые персонажи, новые сюжеты. Устояла Богородская игрушка и в годы Великой Отечественной войны.

«Богородская игрушка была настолько востребована и настолько любима, что наиболее именитых мастеров просто-напросто отозвали с фронта для того, чтобы они вернулись на предприятие, вернулись на промысел и продолжали резать», – говорит заместитель генерального директора фонда народных промыслов РФ, куратор выставки Ирина Соловьева.

Современные мастера к 200-летию со дня рождения Пушкина вырезали сценки из «Евгения Онегина». В этом году в память о сражениях 1812 года они мастерят фигурки французских и русских солдат. Но самыми популярными героями по-прежнему остаются мужик и медведь.