30.06.2005 | 13:26

Сочинения Паганини и Чайковского исполнили … на балалайке

Сто лет назад балалайка впервые зазвучала со сцены. С тех пор не утихают споры по поводу возможностей этого музыкального инструмента. Его поклонники уверены - балалайке подвластно все – в том числе и шедевры мировой классики. Минувшим вечером в мемориальном музее Скрябина звучали произведения Паганини, Чайковского, Баха и Глюка. Их исполнил на балалайке заслуженный артист России Дмитрий Царенко. Рассказывают "Новости культуры".

Нет пророка в своем отечестве. Это – о балалайке. За границей ее, как и русскую народную музыку вообще, обожают и готовы слушать бесконечно. У земляков Шопена, Глюка, Баха, Паганини балалаечные переложения классических шедевров вызывают восторг. В России – на родине балалайки – к ее возможностям традиционно относились более скептически.

Дмитрий Царюк, заслуженный артист России: "Раньше были споры, можно ли перекладывать классику на балалаечный репертуар. Мне кажется, что ответом на это спор служит реакция публики, а публике это нравится".

Йосинору Цузаки (Токио, Япония): "Я убежден, что на балалайке можно и нужно играть не только народную музыку, но и классику. Старый инструмент - балалайка - может вдохнуть новую жизнь в заигранные произведения".

Создавая переложения для балалайки, Дмитрий Царенко очень бережно обращается с оригиналом. Поэтому берет только ту классику, в которой не приходится менять ноты. В результате возникает, по сути, новое произведение - ведь балалайка обладает неповторимым звуком. В соприкосновении с классикой ее исконно русские черты не исчезают, но становятся еще более яркими. И вот уже сквозь знакомую классическую мелодию слышится тоже знакомый, но уже исконно русский балалаечный перебор, напоминающий о народной русской песне. Кажется, что слышишь произведение впервые. Вопрос: а можно ли вообще играть классику на балалайке - при этом отпадает сам собой.