01.07.2005 | 14:48

В Архангельском – экспонаты из Архангельска

Знаменитые тезки – столица Русского Севера, старинный город Архангельск и подмосковная усадьба Архангельское славятся музейными собраниями. В этом году они решили на время обменяться своими коллекциями. В северном городе демонстрируется выставка юсуповского фарфора, архангелогородцы же привезли в Архангельское традиционный женский костюм XIX – начала XX веков и современные произведения резчиков по кости. Рассказывают "Новости культуры".

Первыми зрителями выставки в Архангельском, привезенной из собрания художественного музея Архангельска, стали специалисты из московских музеев. Старинные вручную сшитые народные костюмы, да еще в таком хорошем состоянии - редкость. Костюм мог многое рассказать о его владельце. По тому, как завязан пояс, можно было определить, замужем ли женщина, сколько у нее детей. Теперь эти знаки доступны немногим, но специалистам понятны, как понятны и все названия в музейных этикетках: кокошник, повойник, перевить, позумент, бить.

Наталья Вяткина, ст.научный сотрудник музея ДПИ: "Элементы этого костюма расшифровываются, но многое остается загадкой".

Загадку хранит уникальный красный сарафан, на подоле которого вышит непонятный сегодня сельскохозяйственный календарь. Старинный женский костюм – головной убор, сарафан, пояс и рубаха с обязательным украшением по краям.

Орнамент обрамлял горловину, рукава и подол. Это делалось не только ради украшения, но и для оберега. Эта традиция сохранилась до сих пор. Наша одежда нас оберегает, хотя мы этого даже не подозреваем.

В конце XIX века под влиянием московской и петербургской моды – на севере появляются другие костюмы – юбка и кофта - "парочка".

Людмила Кирюшина, зам.директора музея-усадьбы "Архангельское": "В Архангельске можно смотреть все, начиная с мостовых, деревянное зодчество… Но привести можно редкий народный костюм и кость".

Ларцы и шкатулки из мамонтовой, моржовой и коровьей кости делались еще по царским заказам. Холмогорскому промыслу более четырехсот лет. На выставке представлены произведения современных маститых и молодых мастеров. Все они выпускники единственной в России косторезной школы, которую, к сожалению, закрывают. Но это отдельный вопрос. Появятся ли новые мастера – неизвестно, но шедевры, созданные нашими современниками, составляют гордость архангельского музея, как и его знаменитая коллекция народного костюма.