06.07.2005 | 20:45

На российские экраны выходит фильм Сергея Лобана "Пыль"

На Московском Международном фестивале он представлял Россию в конкурсной программе "Перспективы" и получил первый диплом жюри российской кинокритики. Картина с символическим бюджетом, снятая на скромную цифровую камеру, стала, по мнению критиков, самым значительным киновысказыванием о современной действительности. Впечатлениями от просмотра делится корреспондент "Новостей культуры".

О том, откуда взялось название фильма, можно спорить, но наиболее достоверной представляется следующая версия: встряхнув в начале двадцать первого века гоголевскую шинель, авторы фильма оказались в густом облаке пыли. И вслед за этим приступили к съемкам.

Герой за полтора с лишним столетия заметно помолодел, не служит более в "одном департаменте", утратил лучшие профессиональные качества – усидчивость и любовь к порядку – а вместе с ними и значительную долю своего обаяния. И только язык его остался прежним.

Метаморфозы, произошедшие с героем, неутешительны: маленький человек потерял остатки воли и энергии. Сегодня у него не хватило бы сил даже на мечту о шинели. Все, к чему он стремится, – еще раз стать участником фантастического научного эксперимента, в ходе которого он увидел себя мускулистым красавцем.

Окружающую нового маленького человека действительность можно было бы назвать страшной, если бы не абсурд, сводящий на нет все попытки ее осмысления. Герои – персонажи странного сна, которые движутся беспорядочно, как пылинки в луче солнца.

И все-таки фильм не оставляет ощущения безысходности – сцены из современной действительности разыграны в нем с такой любовью –
если не к самой этой действительности, то, по крайней мере, к процессу игры – что хочется смеяться. И вместе с героями петь: "Перемен требуют наши сердца…"