07.07.2005 | 20:07

История аудиокультуры

В основе фонографа Томаса Эдисона был восковой валик, на который записывался звук. Можно сказать, что это изобретение, зарегистрированное в феврале 1877- го года, положило начало аудио-культуре. Об ее истории и сегодняшнем дне – материал "Новостей культуры".

История эта интересная, длинная и поучительная. Эти записи на восковых валиках стали делать в Петрограде с 20-го года, в Институте живого слова. Бесконечные митинги, политические и поэтические вечера - живая речь тогда вышла на улицы, а потому требовала изучения. В Институте живого слова работали Гумилев, Эйхенбаум, проводил свои эксперименты Сергей Игнатьевич Бернштейн.

Софья Богатырева, профессор Денверского университета, племянница С.И.Бернштейна: "Эти записи были сделаны Сергеем Берштейном совсем еще молодым профессором, для его работы. Это не была самоцель, ему нужны были записи для его фонетических теорий, его идей, которые он тогда высказывал".

Десять лет профессор Берштейн собирал свою коллекцию. В 30-м году все было прекращено – ибо "не существует общих законов для читки буржуазных и пролетарских поэтов". Но работа была продолжена. И самим Сергеем Игнатьевичем, его единомышленниками и учениками.

Александр Бабулевич, зав. отделом звукозаписи Государственного литературного музея: "Поэт индивидуален именно своим произношением, и все свои стихи он пишет так, как он дышит, как он говорит. Не так, как в учебнике, он мыслит так, как он говорит".

Ежегодно до пяти процентов звуковой информации, записанной на рубеже XIX-XX веков на фоновалики, теряется из-за старения материала и повреждений. В 2001-м году стартовала программа комплексного исследования проблем сохранения и реставрации фонографических валиков с записями голосов Блока, Есенина, Ахматовой, Гумилева, Мандельштама…

Сегодня в Трубниковском, в звукостудии Литературного музея были взяты первые микозные пробы с пяти валиков – выбирались звуконосители разных лет, разного воска и разного уровня сохранности. Последующий этап –исследования для борьбы с плесенью, чтобы как можно дольше сохранялся уникальный носитель – а затем ресканирование фоноваликов и создание записей на современных носителях. Сегодня во всем мире хранится всего около 10 тысяч фоноваликов, и не все они пока расшифрованы. А значит, фоноведы предвкушают раскрытие новых тайн, возрождение новых голосов.