21.02.2012 | 10:50

Прикладная графика и акварель Василия Белана на выставке в Омске

«Я очень люблю рисовать афиши», – говорил известный график и живописец Юрий Пименов. «Они являются началом спектакля еще на улице города, приглашением в театр. А так как театр всегда в какой-то мере праздник, то, следовательно, приглашением к празднику». Однако, люди, которые занимаются оформлением театральных афиш, каталогов будущих выставок и буклетов, зачастую остаются неизвестными. В Омске решили исправить эту несправедливость. Здесь открылась выставка, посвященная 80-летию со дня рождения Василия Белана, одного из первых графических дизайнеров города. Рассказывают «Новости культуры».

Педагоги Рязанского художественного училища пророчили своему выпускнику Василию Белану яркое будущее на поприще акварелиста. Созданные им индустриальные пейзажи, знаменитые целинные циклы путешествовали по выставочным залам страны. Но персональных выставок у Белана было всего три. Четвертой, в год 80-летия со дня его рождения, стала эта экспозиция. В ней собраны афиши, буклеты и пригласительные, созданные художником практически ко всем омским выставкам второй половины 20-го века.

«Василий Никитич был, по сути, первым дизайнером, который работал с издательствами, – рассказывает директор музея «Искусство Омска» Лариса Тимкова. – Это была редкая для того времени специальность, профессия, это была творческая ручная работа, которая была сродни произведению искусства».

Как бы сейчас сказали, вся презентационная продукция Белана, выходила большими тиражами. Художнику доверяли солидные заказы – будь то каталог выставки прикладного искусства из фондов Эрмитажа или эмблема омского отделения Союза художников. Выполняя политические заказы, Василий Белан всегда привносил что-то свое. В этом плакате, посвященном выставке «Слава труду», рядом с традиционными образами рабочего и колхозницы художник отводит место науке и искусству.

«Он был замечательным художником-эмблематистом, – считает сотрудник музея «Искусство Омска» Евгений Груздов. – Когда ты в очередной раз берешь палитру в качестве основного мотива для композиции, ты не можешь повторить то, что у тебя уже было. Ты должен придумать новый ход. И он его каждый раз находил».

Издание «Записок из Мертвого дома» Федора Достоевского, оформленное Василием Беланом, принесло ему славу книжного графика. Его работы, в том числе, многочисленные афиши и пригласительные, собранные в течение нескольких лет сотрудниками музея «Искусство Омска», сегодня вполне могут служить учебным пособием для современных дизайнеров.