21.02.2012 | 19:36

Современное искусство в Музеях Московского Кремля

Его называют одним из самых узнаваемых скульпторов на планете. Выставка «Генри Мур и классический канон современной скульптуры» открылась в Музеях Московского Кремля. Сам мастер был страстным приверженцем идеи важности местоположения. И оценил бы историческую знаковость Кремля, где именно выставкой Мура, актуального и сегодня, начали диалог современности и многовековой истории. Рассказывают «Новости культуры».

Современное искусство в Музеях Московского Кремля. В залах Успенской звонницы и одностолпной палаты Патриаршего дворца впервые представлена скульптура ХХ века. С экспозиции работ Генри Мура – модерниста и сюрреалиста, мастера фигуративной и абстрактной пластики – начинается диалог исторического пространства с современным искусством.

«Мне кажется, это такой шаг, который знаменует собой начало разговора о современном искусстве, об искусстве ХХ века и тех изменениях, которые произошли как в сознании людей, так и в художественных ориентирах», – говорит генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина. 

Работы Генри Мура украшают центральные площади и парки многих европейских стран. Он искал вдохновения в природе и мечтал создавать скульптуру, которая становилась бы частью окружающего пространства.

О Генри Муре говорят: «Он разрушил традиционное представление британцев о скульптуре». Его работы – это синтез разных стилей. В них гармонично сочетаются традиции древних цивилизаций и направлений в искусстве ХХ века.

Поначалу консервативно настроенные жители Туманного Альбиона не принимали и критиковали работы Генри Мура и его современников – Джейкоба Эпстайна и Барбары Хепуорт. Отношение к скульптору начало меняться в середине 1930-х, в период его перехода от этнических мотивов к модернизму.

«Во время войны он становится официальным военным художником, создает две знаменитые графические серии. Мы показываем рисунки из этой серии и из серии, посвященной шахтерам», – замечает заместитель генерального директора по выставочной работе Зельфира Трегулова.

Обращение к последней теме не случайно. Генри Мур вырос в многодетной семье шахтеров. Он был сильно привязан к матери, так что именно в детстве стоит искать истоки его любви к теме матери и ребенка. Мур много времени проводил в музеях, изучал скульптуру эпохи Ренессанса, а образ Богородицы и младенца Иисуса стал одним из главных в его творчестве.

«Вот это очень интересная работа Генри Мура. Она стоит в центре выставки и таким образом закольцовывает всю экспозицию. Образ матери и младенца здесь более абстрактный. Это своего рода символ их единства и неразрывности», – поясняет куратор выставки Анита Фельдман.

На открытие московской выставки приехала дочь Генри Мура – Мэри. Вопрос, который задают ей чаще всего, прозвучал и сегодня: стоит ли искать ее образ в работах отца?

«В 1932 году, когда была создана его знаменитая работа "Мать и дитя",  меня еще не было на этом свете, а вот в послевоенные годы многие его композиции связаны с моей матерью и мной», – признается она. 

На выставке можно также увидеть модель одной из его последних скульптур, которая была создана для Собора Святого Павла в Лондоне. Подход все тот же: соотношение двух форм – малой внутренней и большой внешней. А также тема матери и ребенка, которую скульптор, признанный одним из главных гуманистов в изобразительном искусстве, развивал до конца жизни.

Читайте также:
Работы Генри Мура в музеях Московского Кремля