22.07.2005 | 20:13

Крепостной театр усадьбы "Останкино" отмечает юбилей

Ровно 210 лет назад на его сцене был дан первый спектакль. Современники с восторгом писали об архитектуре Шереметевского дворца и представлениях, которые там устраивали. Повезло и нам – ведь театр сохранился в первозданном виде. Не сгорел при пожаре 1812 года, не был разорен после революции. И все-таки сегодняшний материал не назовешь праздничным. Рассказывают "Новости культуры".

Каждый следующий день рождения шереметьевский театр празднует как последний. Подсчетом того, что обвалилось и разрушилось за год. Граф строил здание не на века, как временную летнюю дачу. Из дерева. Особняк никогда не топили. Электричество сюда тоже не проводили. Даже после революции. И по оценкам реставраторов это и спасло графский театр от гибели. Из-за отопления дерево бы рассохлось, а пока оно только намокло, но держится.

Лия Лепская, хранитель музея: "Здесь проблема в том, что воды из парка стекают вниз и скапливаются под дворцом. Дерево от этого гниет".

Даже не понятно, как этот бесценный театральный зал еще сохранился. В подвал ходить запрещено. Там небезопасно – предупредили хранители. Но мы все же заглянули. В сырости и плесени здесь свалены куски уникального паркета, декоративные фигуры, вазы, горы разбитой лепнины.

Роскошные парадные комнаты не видали посетителей более десяти лет. Наплыв людей может погубить эти стены. Пол может провалиться в любую минуту. На обозрение публики сегодня открыт только зрительный зал. Музейщики говорят, что совсем закрыть здание на реставрацию было бы тактически неверно. Желающих заполучить в собственность этот лакомый кусок - достаточно.

Крепостной театр строили шесть с половиной лет. Но сыграли в нем всего четыре спектакля. Столичная знать рассаживались в зале, а в райке под потолком ютились крепостные, которым тоже было интересно поглазеть на барские забавы.

Граф Шереметьев был на выдумку хитер. Начинил театр всякими природными катаклизмами. Стоит раскрутить посильнее барабан, и подует ветер. А ящик с булыжниками прекрасно воспроизводит звук грома.

А чего стоят эти колонны. Сырость их главный враг. Потому что они из папье - маше.

Лия Лепская, хранитель музея: "Они выполнены из картона, который натянут на тонкий деревянный каркас, внутри тонкий металл".

Колонны подвешены к потолку. И по специальным рельсам могут двигаться через всю сцену. В общем, современным сценографам здесь есть чему поучиться. Главное – все сохранить. И восстановить.